Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

В космосе, под водой и в недрах земли работают высокоточные датчики орловского предприятия «Микротензор»

Орловский участник кластера ГЛОНАСС Общество с ограниченной ответственностью «Микротензор» недавно отпраздновал свое десятилетие. О работе предприятия, развитии наукоемких производств и перспективах в условиях нестабильности беседуем с генеральным директором Еленой Михайловной Балашовой

— Елена Михайловна, предприятие «Микротензор» недавно отметило 10 лет со дня основания. Но история коллектива, насколько нам известно, началась задолго до 2012 года?

— Да, технология производства берет свое начало в 80-х годах прошлого века, когда в рамках комплексной программы по переводу выпускаемой продукции на микроэлектронную элементную базу в ПО «Промприбор» (в дальнейшем ЗАО «ОРЛЭКС») было создано микроэлектронное производство. При участии профильного министерства СССР именно орловское предприятие получило новейшие на тот момент разработки по технологии «Кремний на сапфире» от ведущего научно-исследовательского института страны «Теплоприбор». В наше время с данной технологией работают всего три предприятия по всей России! Основа технологии — пластина из искусственного сапфира, диэлектрика, которая предварительно проходит химическую обработку, шлифовку и полировку. Далее на пластину путем сложнейшей технологической операции – эпитаксии — наращивается слой кремния, являющегося полупроводником. Получается полупроводниковая пластина, из которой мы производим тензоэлементы для двухслойной сапфиро-титановой мембраны — чувствительного элемента тензопреобразователей. Корпус прибора мы также делаем из титанового сплава. Такая технология позволяет создавать тензопреобразователи, способные работать в условиях высокой температуры и высокого давления без потери точностных характеристик.
Мне посчастливилось застать становление микроэлектронного производства, которое стало делом всей моей жизни. Я пришла на участок микроэлектроники СКБ ЗАО «ОРЛЭКС» инженером-технологом III категории в 1982 году после окончания Горьковского государственного университета им.Н.И.Лобачевского. Именно тогда начало развиваться молодое перспективное направление – производство тензопреобразователей давления по технологии «Кремний на сапфире». С годами производство росло, осваивались новые серии и приборы. К сожалению, ЗАО «ОРЛЭКС», как и многие предприятия в постсоветский период, не смогло справиться с очередным экономическим кризисом 2008 года. Из всех направлений деятельности большого завода удалось сохранить только наше микроэлектронное производство. 28 октября 2012 года на производственных площадях цеха микроэлектроники ЗАО «ОРЛЭКС» было создано ООО «Микротензор» — современное предприятие полного цикла по производству микроэлектронных тензопреобразователей (сенсоров) давления и силы, а также преобразователей (датчиков) давления. Стоит отметить, что в ноябре 2021 года компания Микротензор успешно прошла аудит и получила сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001:2015 (ГОСТ Р ИСО 9001-2015), что подтверждает эффективность работы предприятия.

— Где используются ваши приборы, и насколько они востребованы?

— Наши тензопреобразователи и преобразователи давления используются в нефтяной, газовой, химической, горнодобывающей, космической промышленности, в теплоучете, в атомной энергетике, в железнодорожной и автомобилестроительной отраслях. Сложно перечислить все отрасли и направления. Можно применять практически везде, где нужно измерять давление и силу.
Насколько наши приборы востребованы, судите сами: мы начинали с производства двух серий сенсоров, а сейчас мы выпускаем более 20 серий, не считая изготовление приборов по индивидуальным техническим требованиям заказчика. Сенсоры нашего производства легли в основу преобразователей (датчиков) давления. Это для нас новое направление, которое мы активно развиваем. На сегодняшний день в нашей линейке датчиков давления есть высокотемпературные датчики, датчики с открытой мембраной для вязких сред, датчики с цифровым индикатором. Новые направления для разработок нам дают маркетинговые исследования рынка, запросы с выставок от наших потенциальных заказчиков, а также индивидуальные технические задания потребителей под их конкретные нужды. Хочу отметить, что у нас производство полного цикла. И мы имеем свой конструкторско-технологический отдел, где трудятся опытные конструкторы, способные реализовывать запросы рынка и разрабатывать новые модели датчиков.

— В последнее время много говорилось о зависимости нашей микроэлектроники от западных компонентов. Насколько проблемы нарушения цепочек поставок материалов и деталей из-за рубежа коснулись вашего предприятия?

— Мы гордимся тем, что наша продукция изготавливается из отечественного сырья и материалов. Если проанализировать полностью наш цикл производства, то в нем используется не более 2-3 % импортных составляющих (в электронных платах). Но производство самих сенсоров и датчиков давления не зависит от импортных комплектующих и материалов.

— Это отрадно слышать. А как санкции повлияли на производство в целом? Некоторые руководители наукоёмких производств говорят о том, что санкции стали стимулом для развития отечественных предприятий.

— После массового введения санкций против России, часть нашей продукции стала больше востребована рынком. Особенно это заметно на рынке датчиков давления. Из-за невозможности приобретать импортные датчики, предприятия, которые в них нуждаются, начали активно искать альтернативу на российском рынке, обращаться к отечественным производителям. Спрос не ажиотажный, но заметный. Сложившаяся ситуация еще раз доказала, что мы приняли верное решение по развитию собственного производства датчиков давления. И мы активно двигаемся в данном направлении: создали отдельный участок производства, закупили новое оборудование, расширили штат специалистов. Стоит отметить, что наши датчики давления в этом году прошли процедуру утверждения типов средств измерения. Работаем.

— Справляется ли с нагрузкой коллектив предприятия? Кадровую проблему сейчас считают одной из главных во всех отраслях экономики.

— Технические специалисты, инженеры, даже рабочие на нашем предприятии есть из того самого первого коллектива, который начинал развивать направление микроэлектроники на заводе «Промприбор» в 80-х. Знания, которые мы на предприятии получили тогда, дали нам возможность развиваться и двигаться вперед. Сейчас в «Микротензоре» работает почти 100 человек, имеется свой конструкторско-технологический отдел, разрабатывающий продукцию с учетом новых требований. Средний возраст коллектива – чуть старше сорока лет. То есть, и молодежи много работает. И, как я всегда говорю, у нас есть возможность делиться и передавать свои знания и опыт, создавая непрерывную цепочку взаимодействия внутри предприятия. К сожалению, многие талантливые перспективные молодые кадры стремятся уехать в крупные города, где возможностей больше. Это огромный удар по промышленности, науке, по всем отраслям экономики небольших провинциальных городов, таких как Орёл. Круг заказов у нас растет, мы готовы и будем расширять производство, но нам нужны кадры.

— А откуда сейчас к вам приходит молодежь?

— Очень ценю свой коллектив, один человек в поле не воин, и все наши победы – это общие достижения. Когда возникает потребность в специалистах, мы всем коллективом ищем. Сказать, что кто-то к нам направляет специалистов, в настоящий момент мы не можем. Скорее срабатывают личные рекомендации, отзывы о работе действующих сотрудников. Есть, конечно, взаимодействие и с ВУЗами. Работаем с ОГУ, обещают молодых специалистов. Летом у нас были на практике четыре студента, но это пока ребята со второго курса, еще не полноценные инженеры.

— Про инженеров много шутили в период перестройки. Потом профессия долгие годы была в загоне – многим пришлось из инженеров становиться коммерсантами, строителями, бухгалтерами. Сейчас выяснилось, что инженеры нужны стране, но их тотально не хватает.

— Инженер – это такая профессия, владея которой можно стать кем угодно. Инженер сможет работать бухгалтером, а бухгалтер инженером нет. Тут нужно образование и системное мышление. В идеале инженер – это изобретатель, но в текущем рабочем процессе нам необходимы люди с техническим образованием высокого уровня, грамотные и ответственные. Предположим, появился запрос на новый прибор по техническому заданию потенциального заказчика. Инженер (конструктор) должен увидеть суть задачи, оценить возможность применения нашей технологии «Кремний на сапфире» и разработать прибор в соответствии с требованиями потребителя. Сейчас только начинают возрождать эту профессию, но чтобы появились хорошие инженеры должно пройти немало лет, потому что настоящий специалист учится всю жизнь. И все же экономическая ситуация требует выпускать больше инженеров.

— «Микротензор» дважды становился победителем регионального конкурса «Экспортер года». Как сейчас идут дела на этом направлении?

— Выйти на экспорт с учетом конкуренции было делом непростым, мы в это вложили много сил, времени, профессионализма. Многие годы мы успешно работали с Великобританией, Германией, Китаем, рядом других стран. Наша продукция не попала в санкционные списки, поэтому мы продолжаем не только поддерживать старые связи, но и налаживать новые. Наше предприятие принимает участие в крупных международных выставках как на территории России, так и за рубежом, что позволяет наглядно демонстрировать свою продукции иностранным покупателям. В текущей ситуации мы еще более пристально изучаем рынки сбыта с учетом меняющихся политических и экономических векторов.

— Какая поддержка от государства сегодня необходима производственникам? Насколько мы знаем, ваше предприятие получило грант Фонда содействия инновациям на перспективную разработку.

— Да, по гранту Фонда Бортника мы совместно со специалистами Инжинирингового центра ОГУ им. Тургенева разрабатываем датчик давления нового поколения. И мы с этой задачей успешно справляемся. Но такие гранты предусматривают минимальные вложения в само производство. Однако, после разработки нового продукта нужно его вводить в производство, и тут нужны новые станки, поточная линия, дополнительное оборудование. А это многомиллионные вложения. Именно на расширение и модернизацию производства нам и нужны дотации и субсидии, которые позволят покупать необходимое оборудование для производства нашей продукции. Важны квалифицированные кадры для грамотного сопровождения оборудования, это отдельный момент. Как отмечают коллеги из разных областей экономики, связанных с промышленностью, сейчас для роста нужны не столько кредиты по низкой ставке, сколько непосредственные вливания финансов в производство. Мы готовы брать на себя обязательства, что все вложенные в нас государством деньги будут использованы на развитие нашего предприятия, выпуск продукции, способной полностью заменить импортную, и на пользу стране.

Беседовала Надежда Рипинская