Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

На цифровой волне. Журнал «ИТС России», сентябрь 2018

По последним оценкам исследовательской компании Gartner, объем мирового рынка умного транспорта уже через пять лет может достичь 116,85 миллиардов долларов. Постоянно растущий спрос на улучшение работы общественного транспорта и повышение качества дорог рождает предложение. Создатели умных решений для перевозок, контроля перемещения и нагрузки автомобилей, контроля работы внутренних систем специальной техники, сбору и анализу данных с камер фотовидеофиксации внимательно отслеживают тенденции рынка. В числе таких передовых компании — участники регионального кластера ГЛОНАСС (К-57), которые успешно создают решения, востребованные государством и бизнесом.
Объединяй и властвуй
В последние полтора – два года рынок Интернета вещей объединяет все больше отраслей, создавая широкое поле для развития информационных систем в любой сфере производства. Цифровизация набирает обороты. Если раньше «умными» были дома и машины, то сегодня практически любое устройство, подключенное к интернету, становится источником данных. Информация накапливается, анализируется, систематизируется специальными компьютерными программами и мобильными приложениями. Но, зачастую, множество информационных систем работают в параллельном режиме, дублируют функции друг друга и не хотят дружить, запутывая конечного потребителя цифровых услуг: как обычного человека, так и организацию. Показательно это в тех случаях, когда разрозненные информационные системы приходится объединять в единое целое, либо к существующей системе управления компании нужно подключить новые программы и обеспечить корректную передачу данных и гармоничную совместную работу всех элементов.
Как отмечает Председатель совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин, в условиях непростой экономической ситуации, сложившейся в стране, объединение разрозненных информационных систем с максимальным использованием их потенциала, становится особенно актуальным. Относится это как к государственным структурам, так и крупным коммерческим компаниям. При этом, с учетом общего вектора на цифровизацию экономики, сегодня активно стали говорить о применении так называемых «сквозных» технологий.
Насколько это востребовано можно отследить по деятельности резидентов кластера. Так, например, «Единая национальная диспетчерская система», один из ключевых участников кластера ГЛОНАСС, с прошлого года ведет крупный отраслевой проект по оснащению спецтехники Новолипецкого металлургического комбината. На машины устанавливаются программно-аппаратные комплексы, которые собирают и анализируют информацию огромного автопарка предприятия. Возможность оборудовать технику флагмана металлургической отрасли России компания-интегратор получила в условиях конкурентной борьбы. Ключевым критерием отбора стала именно возможность интеграции данных, поступающих с бортовых устройств спецтехники, в автоматизированную систему управления НЛМК. Программно-аппаратный комплекс, разработанный резидентами кластера, показал себя как надежное и точное решение, способное корректно вписаться в отлаженную систему предприятия.
Решать не менее сложную задачу, которая требует объединения данных из целого ряда источников, анализа собранной информации, и рекомендательных решений, пришлось белгородскому резиденту кластера ГЛОНАСС, компании «ЦентрПрограммСистем», которая разработала информационную систему «Мониторинг автомобильных дорог». Система внедрена в Белгородской области для повышения качества работы Управления дорожного хозяйства и транспорта, а также подрядных организаций, выполняющих работы по содержанию дорог.
Система «Мониторинг автомобильных дорог» – готовый кейс практического использования цифровых технологий для управления автодорогами в конкретном регионе. Система одновременно и агрегатор информации, получаемой от сторонних информационных систем и сенсоров, и геоаналитическая платформа, обеспечивающая проведение анализа перемещения автодорожной техники при проведении работ.
В Системе отображаются треки перемещения около 500 единиц автодорожной техники, действующей на 6600 км автодорог во всех районах Белгородской области. С помощью информации, поступающей от метеостанций в систему, подрядчики оперативно планируют выезды, оценивают состояние дорог на основе данных веб-камер, установленных вдоль трасс, а выполнение работ подрядными организациями регистрируется автоматически. Таким образом, специалисты Упрдора — кураторы подрядчиков получили возможность автоматически контролировать объемы выполнения работ дорожниками за любой интересующий период.
Инструментом мониторинга качества выполненных работ и состояния дорог стала система фотоконтроля, интегрированная с системой. С помощью мобильного приложения «Фотон» производится фотофиксация состояния дороги, в том числе недочеты в выполнении работ, а также повреждения дорожного полотна. Фотографии автоматически поступают в систему и отображаются на карте в том месте, где была сделана фотосъемка. После устранения недочетов подрядчик также фотографирует результаты своих работ и отправляет в систему для отчета куратору.
Таким образом, информационная система «Мониторинг автомобильных дорог» позволяет видеть качество содержания дорожной сети, аккумулирует всю необходимую информацию для улучшения работы подрядных организаций, эффективного использования бюджетных средств, повышения качества выполнения дорожных работ.
Доверяй, но проверяй
Сохранение дорожного полотна – одна из важных задач для любого региона страны. Особенно это касается областей с развитым сельским хозяйством, где большегрузные машины в период сбора урожая наносят асфальту региональных трасс немалый урон.
Создание пунктов весогабаритного контроля (ВГК) стало одним из шагов, предпринятых государством для защиты дорог. К 2020 году их будет установлено свыше 380. А пока действуют стационарные, передвижные и, в некоторых регионах, автоматические пункты ВГК.
Одну из первых в стране систем для автоматических пунктов весогабаритного контроля два года назад разработала орловская компания «Индустрия делового программного обеспечения» для Калининградской области. Отмечено, что первые 10 дней работы системы принесли в бюджет региона свыше девяти миллионов рублей в виде штрафов за перегруз. Это в цифрах показало глубину существующей проблемы. Но как отмечают разработчики, основной целью организации подобных пунктов является не взыскание штрафов, а прежде всего — сохранение дорог и дорожных сооружений. Это позволит регионам средства региональных дорожных фондов направлять не на повторный ремонт разбитых грузовыми машинами дорог, а на создание новых. Система пунктов ВГК в Калининградской области работает уже почти два года. За это время отмечено снижение числа нарушений правил перевозки грузовым транспортом 15 раз! До конца года, по словам министра развития инфраструктуры Калининградской области Елены Дятловой, будет построено еще 9 пунктов весогабаритного контроля. Министр отметила, что это поможет сохранить сеть автомобильных дорог и увеличить сроки между проведением дорожных ремонтов.
«Оборудование автоматических пунктов весогабаритного контроля стоит недешево, — отмечает заместитель директора компании «ИДПО» Александр Шевляков, — Но в итоге выгоды региона от установки таких систем превышают расходы. Калининград служит примером современного подхода к развитию этого элемента ИТС».

Пограничные территории
Участники кластера ГЛОНАСС постоянно ищут точки роста и сферы приложения своего опыта в смежных с транспортной телематикой отраслях. В последние годы стали очевидны перспективы современного, автоматизированного, точного сельского хозяйства. Цифровизация этой отрасли национальной экономики поставлена в приоритет главой государства в прошлом году. Однако бизнес «умных технологий», который знает рынок изнутри, еще несколько лет назад осознал огромную потребность сельского хозяйства в качественных переменах, в смене подхода к ряду производственных процессов, в переходе от ручного стиля управления к автоматизированному.
Одно из совместных решений участников кластера ГЛОНАСС по комплексной автоматизации сельхозпредприятия, компания «ЕНДС» тестировала этим летом на комбайнах и машинах крупного орловского агропромышленного комплекса «Юность» с целью подсчета степени экономической эффективности системы.
Орловская компания «Агрофлагман» создала решение по сквозному контролю уборки и транспортировки зерновых культур на всех этапах: от поля до элеватора. Изюминкой этой разработки стала опознавательная система «свой-чужой»: каждый комбайн оснащен считывателем информации, а каждый грузовик специальной активной меткой. Таким образом, выгрузить зерно комбайн может только в грузовик своей компании. Параллельно происходит фотофиксация выгрузки зерна, при въезде на элеватор машины опознаются. В итоге система позволяет не только предотвратить воровство, но и составить аналитику эффективности работы комбайна, понять, сколько он собрал зерна, оптимально ли подобран режим работы, нет ли сбоев функций.
Так, в ходе работы в области сельского хозяйства сложилось понимание проблем отрасли и способом их решения. С весны этого года Орловским Государственным аграрным университетом и Департаментом сельского хозяйства региона при взаимодействии с участниками кластера, компаниями «Агрофлагман» и «ЕНДС», создается Центр компетенций по цифровому сельскому хозяйству.
Этому проекту предшествовала работа непосредственно в самом ОГАУ: в прошлом году компания «Фарватер» (московский резидент кластера) выступила с инициативой обучать студентов вуза работе с телематическим оборудованием на сельхозтехнике. Для этого комбайны опытного хозяйства аграрного университета оснастили CAN-модулями, которые позволяют «снимать» с машины всю необходимую информацию о ее работе и состоянии. В течение года студенты проходили спецкурс по работе с цифровой техникой на сельскохозяйственных машинах.
Таким образом, полигон для обучения студентов уже действует. На данный момент компания «Агрофлагман» отлаживает работу диспетчерского центра. По словам директора компании «Агрофлагман» Дмитрия Ершова, проведенные на факультетах агротехники и агробизнеса спецкурсы показали интерес студентов к цифровому сельскому хозяйству, и сейчас готовятся документы, чтобы включить эти курсы в основную программу вуза. Основная цель – показать привлекательность цифровой тематики в аграрной отрасли и дать молодым специалистам актуальные знания и навыки, в которых нуждаются технологически продвинутые игроки сельхозпроизводства.
Очевидно то, что сегодня делается государством по цифровизации экономики, уже активно разрабатываются и точечно внедряются участниками регионального кластера. При этом, как показывает практика, умные решения используются во всех отраслях и, зачастую, именно передовые компании становятся законодателями моды, увлекая всех остальных в новые горизонты на цифровой волне.

Иван Прицельных