Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

«Единая национальная диспетчерская система» выстраивает ИТС в Орле

С 2020 года в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Орел вошел в число городов (агломераций с населением свыше 300 тысяч человек), в которых внедряются интеллектуальные транспортные системы. Для получения субсидии на проектирование и создание ИТС, регионы подавали заявки в Росавтодор. Заявка от орловского региона, написанная специализированной организацией кластера ГЛОНАСС НП «ГЛОНАСС-регионам», набрала высокий рейтинг и позволила области получить финансирование на ИТС в числе первых 22 субъектов РФ.
Компания «ЕНДС», ключевой резидент кластера, работающий на рынке спутникового мониторинга, транспортной телематики и ИТС более 20 лет, в данный момент завершает построение всего программно-аппаратного комплекса ИТС орловской агломерации.
Статистика свидетельствует о том, что применение даже отдельных элементов ИТС: видеонаблюдения, светофорного управления, мониторинга транспортных потоков, весогабаритного контроля — приводит к снижению числа аварий, загазованности, улучшает пропускную способность улиц и дорог, среднюю скорость движения, помогает сберечь дорожное покрытие. Единый центр обработки данных обеспечивает сбор и аналитику объективной информации о работе транспортного комплекса. Это позволяет в целом улучшить экономическую ситуацию региона и сделать жизнь людей комфортнее.
И действительно, число аварий и всякого рода ДТП в Орле с 2020 года постепенно снижается. Так, с начала 2023 года число аварий на территории Орловской области снизилось на 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. На конец июня в области зарегистрировано более 1,9 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 24 человека – на 4% меньше, чем в 2022.

Интеллектуальная транспортная система на службе у людей

ИТС состоит из нескольких взаимоувязанных подсистем. Первая и наиболее очевидная для граждан – светофоры. Но сегодня светофор – это не одиночно стоящий столб, мигающий красным, желтым или зеленым светом, а целый комплекс датчиков, средств видеофиксации и программного обеспечения. Оснащение перекрестков современными типами светофоров позволяет снижать аварийность и повышать безопасность всех участников движения. Благодаря применению светофоров нового типа горожане получают более полную информацию, обратный отсчет, современные системы визуализации помогают заранее оценить ситуацию на дороге.
— Цель всей работы по созданию и внедрению ИТС: сформировать интеллектуальные транспортные сети для эффективного управления городской средой. Чтобы эта цель была достигнута, нужно выйти на уровень зрелости ИТС. Он определяется уровнем покрытия территории датчиками, камерами видеонаблюдения, современными светофорными объектами, умными остановками, мониторингом транспорта служб содержания дорог, цифровизацией парковок и контролем передвижения общественного транспорта. А также наличием у муниципалитета АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением), центра управления общественным транспортом, подсистем управления светофорами, мониторинга транспортных потоков, метеомониторинга, а также интеграционной платформы. Когда все это есть, можно управлять потоками транспорта и пассажиров, регулировать загрузку дорог в определенные часы, выстраивать «зеленые волны», разгружать перекрестки, повышать пропускную способность в том или ином направлении. Также можно делать «коридоры» для проезда спецбортов, служб экстренного реагирования: МЧС, скорой помощи, пожарных машин. Прийти к такому уровню управления — общая цель построения ИТС в Орле. И мы к концу года этого уровня достигнем, — рассказывает руководитель проектов «ЕНДС» Павел Савенков.

Транспорт общественный и коммунальный

В общей системе ИТС, которая сейчас внедряется в Орле, значимое место занимает обеспечение адекватной работы общественного транспорта.
Телематическое оборудование на маршрутках, автобусах и троллейбусах уже установлено и работает. Через него контролируется загрузка каждого транспортного средства пассажирами. Но и не только. Видеорегистраторы позволяют отслеживать нештатные ситуации. Например, уже дважды с момента установки оборудования с орловских троллейбусов слетали дуги и повреждали светофоры. Это серьезная ситуация, опасная как для людей, так и для оборудования. И важно понимать, почему такое происходит, чтобы в дальнейшем прогнозировать и предотвращать подобные происшествия. В первом случае отработала система видеофиксации на светофорном объекте (на каждом перекрестке, оснащенном умным светофором, работает 16 камер). В другом случае была камера на транспорте, и специалисты диспетчерского центра увидели, что пассажиры и пешеходы не пострадали, и, что не менее важно — водитель не виноват, инцидент произошел из-за износа оборудования.
В эту же подсистему собираются и анализируются данные с датчиков и видеокамер на остановках общественного транспорта. Отслеживается прибытие и отбытие маршруток на остановки, загруженность остановки пассажирами, безопасность посадки-высадки, работа самих остановочных павильонов (исправность информационных табло, кнопка вызова помощи). Оценка загруженности маршрута дает возможность формировать потоки транспорта и перевозки пассажиров.
— На основе нашей аналитики формируется взаимодействие между муниципальным заказчиком и перевозчиком, появляется понимание, нужны ли новые маршруты. Кроме того, организация-перевозчик наш софт использует в своих бизнес-процессах: формирует путевые листы для водителей, ведет учет ГСМ на базе пробегов, отслеживает условия работы техники, — рассказывает Павел Савенков.
Оснащены телематическим оборудованием (датчиками топлива, видеорегистраторами) на данный момент и автомобили городских коммунальных служб. Коммунальщики благодаря аналитике данных получают отчеты по пробегам и израсходованному топливу. В разных режимах работы спецтехники топливо тратится по-разному. Кроме того, датчики мониторинга показывают, как именно техника работает, какую операцию выполняет: происходит фиксация подъема и опускания кузова, разгрузки-погрузки, работы отвалом, щеткой, разбрасывание соли. Это позволяет проследить, чтобы работа делалась честно и качественно. На базе этой информации строится контроль содержания коммунальщиками дорог в надлежащем состоянии.
Также коммунальные службы Орла используют метеопост – еще один важный элемент в построении ИТС.

Метеостанции и парковки

На дорожную ситуацию, и это известно всем, довольно сильно влияет погода. Именно поэтому одним из обязательных элементов и показателей зрелости системы ИТС в городе является наличие работающих дорожных метеокомплексов.
В рамках четвертой очереди внедрения ИТС в Орле еще в прошлом году установили метеопост с блоком метеоаналитики на Маслозаводском переулке. Место выбрано сложное – на подъеме. Но это как раз оптимальная точка для оценки погоды и выстраивания превентивных сценариев. Метеокомплекс контролирует общее состояние дорожного полотна, отслеживает неблагоприятные погодные факторы: гололед, ливневые потоки и т.д. По данным метеопоста производится прогноз на ближайшие часы: в этом напрямую заинтересован содержатель дорог, чтобы предотвратить возможные аварии. Такой же блок метеомониторинга сейчас устанавливается на подъеме-спуске на улице Раздольной.
Также до конца 2023 года в Орле будет реализован еще один блок системы ИТС – контролируемые парковки. Первой площадкой для проверки работы системы выбрана парковка между Академическим театром им. И.С. Тургенева, администрацией города и гостиницей «Салют». Сейчас видеокамеры, установленные на объекте, оценивают загруженность парковки в разное время.
По завершении построения ИТС, будет вестись работа по доведению информационных сетей до нужного уровня зрелости в целях максимально грамотной организации дорожно-транспортной жизни города.

Фото редакции Первого областного телеканала