Недавно пресс-служба губернатора Орловской области обнародовала любопытную, но оставшуюся без серьезного внимания информацию: «Разработки орловского кластера ГЛОНАСС заинтересовали европейских операторов каршеринга». Речь шла об итогах международного саммита City Car Summit-2017, который прошел в Берлине. Он считается глобальной площадкой профессионалов автомобильного рынка и транспортных операторов. В мероприятии приняло участие более 200 экспертов из 28 стран. Отрадно, что они отметили орловский опыт.
Малоизвестно, но один из резидентов орловского кластера ГЛОНАСС – это разработчик и оператор технологической платформы для каршеринга. Компания была образована в 2016 году как спинофф крупнейшего российского производителя навигационно-телематических систем. Продуктами стартапа являются SaaS-платформа каршеринга, мобильные приложения и бортовое телематическое оборудование. Пользователи — два крупнейших оператора каршеринга Москвы. Недавно компания объявила о планах по старту бизнеса в Китае. Она-то и приняла участие в City Car Summit.
«Саммит в Берлине подтвердил общий мировой вектор на внедрение интеллектуальных транспортных систем и показал высокий уровень технических решений российских компаний, — сообщила пресс-служба губернатора Орловской области. — Основной темой обсуждения стали новые виды транспорта для мегаполисов, в том числе каршеринг. В России этот рынок молодой. Он интересен в первую очередь инвесторам — его рост составляет 400 процентов в год. Инвесторы заинтересованы в быстрой окупаемости вложений, которая в условиях российских мегаполисов напрямую связана с сохранностью автопарка оператора, предоставляющего услуги краткосрочной аренды автомобиля. С учетом этой специфики резиденты кластера ГЛОНАСС разработали программно-аппаратный комплекс, способный свести риски оператора к минимуму. Это технологическое решение используется на 70 процентах автомобилей каршеринговых операторов нашей страны. В его функции входит не только отслеживание местоположения автомобиля, но и мониторинг всех его параметров в режиме реального времени».
Что такое каршеринг? Абсолютно неизбежное явление, учитывая темпы технологического прогресса. Во всем мире его называют новым видом общественного транспорта. В России каршеринг пока активно развивается лишь в нескольких мегополисах. Явный лидер — Москва. Но можно не сомневаться в том, что скоро новшество дойдет и до провинции. Орел этого заслуживает, так как именно здесь создана одна из самых передовых на сегодняшний день технологий так называемого безключевого управления автомобилем.
«Каршеринг – это популярный городской сервис поминутной аренды автомобилей, — говорится на сайте орловского кластера ГЛОНАСС. — Принцип совместного использования, в первую очередь, находит свое применение в сфере транспорта. Все больше людей на планете предпочитают пользоваться автомобилем, а не владеть им. Каршеринг поддерживается городскими властями — «общим» автомобилям предоставляется бесплатная парковка и езда по полосам общественного транспорта. А все потому, что он разгружает городской трафик, что напрямую сказывается на экологии мегаполисов. Инновационная технология управления автомобилем через смартфон открывает новые возможности для широкого внедрения сервисов каршеринга. Используя мобильное приложение, можно открыть или закрыть автомобиль, завести двигатель. Для этих действий не нужен интернет. Всего лишь достаточно находиться рядом с автомобилем».
Мы уже рассказывали в предыдущих публикациях о форуме «Интеллектуальные транспортные системы – регионам», который прошел в Орле в марте этого года. Там была поднята и тема каршеринга. Его можно отдаленно сравнить с традиционной услугой «автомобиль напрокат». Однако в данном случае арендатору не надо направляться в офис компании или договариваться с ней об условиях проката. Каршеринг – это услуги в режиме онлайн. При помощи мобильного приложения можно обнаружить ближайший припаркованный автомобиль, который работает в системе. Далее при помощи смартфона клиент может открыть дверь и запустить двигатель. Для этого достаточно авторизоваться и оплатить услуги через онлайн-сервис. Можно использовать банковскую карту.
Арендатор оставляет машину там, где ему удобно. Например, у аэропорта, до которого ему надо было срочно добраться. Новый клиент найдет ее там, сядет за руль и пригонит обратно в город. Так это и работает. Машина передается из рук в руки. Краткосрочная аренда без лишних затрат времени, оформления бумаг и прочего. Рынок каршеринга действительно считается одним из наиболее динамично растущих сегментов городского транспорта в мире. По оценкам экспертов, более 500 тысяч автомобилей будут работать на нем уже к 2019 году.
«Как правило, сервисы каршеринга используют RFID метки для разблокирования автомобилей арендуемого авто, — сообщает сайт кластера ГЛОНАСС. — Более современные решения управляют машиной через беспроводной интернет, когда сигнал в машину передается через сервер оператора. В первом случае пользователь должен иметь при себе карточку того или иного оператора каршеринга. Во втором — накладываются серьезные ограничения на возможность взять авто в аренду в зонах со слабым приемом сотовой связи. В условиях подземного паркинга или перегруженной базовой станции аренда забронированного автомобиля бывает затруднена».
Преимущество орловской технологии заключается в том, что для совершения действия по управлению автомобилем не требуется подключение к беспроводному интернету. Взаимодействие смартфона пользователя и бортового блока управления происходит по радиоканалу ближнего радиуса действия. Клиенту достаточно скачать приложение и зарегистрироваться. Затем он получает личный кабинет, а с ним и возможность брони автомобиля. Одновременно в приложение и в автомобиль в зашифрованном виде передается специальный ключ. Как только клиент войдет в радиус действия Bluetooth-сети автомобиля, приложение автоматически подключится к ней, и можно будет управлять машиной. После завершения аренды ключи в смартфоне и автомобиле уничтожаются.
Но обратимся к статистике. Итак, наиболее динамично в нашей стране рынок каршеринга развивается в столице. И это при том, что ему всего два года. В Москве работает пять операторов. Их услугами воспользовались около 300 тысяч клиентов, совершивших 1,2 миллиона поездок. На рынке столичного каршеринга насчитывается 2 800 автомобилей. Каждый мегаполис предъявляет собственные требования к операторам. В Европе, например, особое внимание обращают на экологичность транспорта. В Москве экологический класс автомобиля должен быть не ниже Евро 4.
Мы привыкли к тому, что обычное такси в основном использует «Рено Логан». Считается, что это наиболее удобный вариант – дешевый, надежный вместительный. В столичном каршеринге наиболее популярными являются автомобили модельного ряда «Хендай». Они составляют почти весь автопарк. На втором месте — «Шкода Рапид», на третьем – «Киа Рио». Все транспортные средства должны быть оборудованы системой GPS/ГЛОНАСС. Обязательно наличие полиса ОСАГО. Возраст авто – не более года. Оператор должен иметь круглосуточно работающий call-центр. Кроме того, каждая компания должна иметь программное обеспечение для брони автомобиля.
Аналитики рынка также составили портрет современного отечественного пользователя каршеринга. Исследование провела компания MonGeo Connect. Прежде всего, выяснилось, что 90 процентов клиентов составляют мужчины. 64 процента имеют собственные автомобили, однако предпочитают брать чужие авто в краткосрочную аренду. 32 процента готовы полностью отказаться от собственной машины и пользоваться только услугами каршеринга. 7 процентов могут отказаться от поездок на личном авто по городу, но не за его пределы.
Анализ показал, что 90 процентов пользователей каршеринга – это люди с высшим образованием, причем 15 процентов имеют два и более высших образования. По другим параметрам разброс шире. Например, возраст клиента не оказывает заметного влияния на его предпочтения. Хотя наибольший объем услуг все же приходится на возрастную категорию 26-35 лет. Самую большую активность проявляют работники сферы IT – их доля в общем количестве клиентов является наивысшей и составляет 27 процентов. Словом, каршеринг пока востребован наиболее «продвинутой» частью общества. Но учитывая всеобщую компьютеризацию и гаджетизацию нетрудно предсказать, что через несколько лет уровень образования и сфера деятельности перестанут выделяться при проведении подобных аналитических исследований.
Эксперты также подсчитали финансовую составляющую. Согласно их данным, в Москве средняя стоимость услуги «такси» вдвое превышает среднюю стоимость услуги «каршеринг». Минута поездки в традиционном такси обходится в столице в 15 рублей, в то время как стоимость каршеринга составляет 7,5 рубля в минуту. Среднее время поездки пассажира в легковом такси в Москве в 2016 году составило 25 минут, на транспорте каршеринга – 38 минут. Средняя дистанция одинакова – 15 километров. Пока у такси есть одно явное преимущество – пассажиру не надо самому управлять автомобилем. Однако наступающая эра беспилотников постепенно и его сведет на нет.
Стоит отметить, что отечественный рынок развивается более бурными темпами, чем мировой. По количеству транспорта с Москвой может сравниться только Лондон, где в системе каршеринга тоже зарегистрировано 2 800 автомобилей. В Берлине их 2 300, в Милане – 1 510, в Вене и Риме – по 1 150. При этом в Европе стоимость услуги дороже. В пересчете на нашу валюту она составляет 20,2 рубля в еврозоне и 24,9 рубля в Великобритании, взявшей курс на выход из Евросоюза.
Жители Европы научились зарабатывать на каршеринге. Там набирает популярность такая услуга как peer-to-peer. Автовладелец может сдавать в аренду свою машину и получать деньги. Для этого надо установить специальное оборудование и подключить его к соответствующей интернет-платформе. Это удобно, когда человек по каким-то причинам не пользуется автомобилем. Например, лежит в больнице или находится в отпуске, командировке. Машина в это время бесцельно простаивает в гараже. Услуга peer-to-peer поможет обратить простой в звонкую монету. Пока данный рынок развит слабо. Но недалек день, когда появится сервис наподобие Uber, который позволит с легкостью сдавать в аренду простаивающий автомобиль.
«Необходимо отметить, что практически все серьезные автоконцерны в топовых моделях внедряют телематическое оборудование, — сообщает сайт кластера ГЛОНАСС. — К примеру, шведский автоконцерн Volvo адаптирует машины для каршеринга, а в качестве модной опции предоставляет возможность управления системами автомобиля через смартфон. Не отстает и отечественная Lada. По заявлениям АвтоВаза, модели X-Ray и Vesta уже с 2017 года будут выпускаться с функцией Lada Connect, что делает их carsharing-ready. Благодаря современным технологиям шифрования подобрать ключ к оборудованию невозможно».
Эксперты справедливо замечают, что ключевым для пользователя является вопрос безопасности. Не украдут ли хакеры личные сведения? Не будут ли взламывать и угонять автомобили? Конечно, без этого не обойтись. Попытки будут обязательно. Но и технологии на месте не стоят. Орловские разработчики, например, в Берлине представили систему, которая предотвращает некорректные сигналы и блокирует команды во время движения автомобиля. Использование такой технологии дает дополнительную защиту при утере смартфона.
Впрочем, каждый сам будет решать, каким видом общественного транспорта ему пользоваться. Кому-то вертолет подавай, а кто-то и телегой доволен.
Михаил Романов, 15.04.2017г.
Ссылка на статью