Использование систем на базе ГЛОНАСС в транспортной отрасли началось порядка 15 лет назад. Сегодня многие решения, которые были внедрены тогда, морально устарели.
Обусловлено это тем, что бурное развитие цифровых технологий, каналов связи и архитектурных решений, связанных с построением цифровых систем управления, позволяет существенно расширить их функционал. Изменились и требования, которые общество предъявляет к навигационно-информационным системам, к комфортности, экономичности и безопасности дорожного движения. Нужны новые подходы, новые технологии, с учетом потребностей завтрашнего дня. В столицах и городах-миллионниках эти вопросы, так или иначе, решаются. В целях сбалансированного развития экономики страны особенное внимание в связи с этим должно уделяться регионам Российской Федерации. О перспективах внедрения комплексных решений в области цифровых технологий мы побеседовали с председателем Совета кластера ГЛОНАСС (К-57) Александром Семкиным.
— Александр Николаевич, какие системы предстоит совершенствовать?
— В период 2012-2015 гг. по всей стране происходило развертывание региональных навигационно-информационных систем – РНИС. Это был пилотный проект Минтранса России, в рамках которого были выбраны 33 региона в зоне тяготения транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток. Проект предписывал построение в каждом из этих регионов РНИС с целью осуществления сквозного контроля транспортных потоков и обеспечения для них непрерывного навигационного сопровождения. Была разработана и принята нормативная база, касающаяся требований к РНИС и их состава.
К сожалению, при реализации этого проекта не все пошло гладко. Только часть регионов, включенных в проект, смогла в рамках правил, определенных Минтрансом, внедрить РНИС. Но многие субъекты Российской Федерации стали развивать эту идею, и сегодня, по нашим оценкам, примерно в половине из них существуют РНИС и действуют РНИЦ – региональные навигационно-информационные центры. В передовиках – Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Новосибирская область. Регион с особой спецификой – Калининградская область, где цифровые системы тоже активно развиваются.
Вместе с тем, проводя анализ действующих в субъектах Федерации РНИС, мы столкнулись с тем, что многие из них либо развернуты не в полном соответствии с действующей нормативной базой, либо основываются на различных технических решениях, не очень взаимоувязанных между собой. Понятно, что эти системы нуждаются в модернизации и что их сегодняшняя функциональность требует дополнения и расширения.
— Ожидается, что будет принята новая программа развития региональных навигационно-информационных систем, аналогичная предыдущей, но на ином, более высоком техническом уровне?
— Экспертное сообщество пришло к необходимости некоей реинкарнации действовавшей ранее федеральной программы с расширением спектра подсистем, которые могут использоваться с учетом интересов конкретного субъекта Федерации. Сегодня востребованы интеллектуальные системы управления транспортными потоками на базе комплексных систем организации дорожного движения. Мы понимаем, что наиболее конкурентоспособным будет тот продукт, который, не отменяя предыдущих наработок, органично расширит функционал уже существующих систем. Ну, и, конечно, не надо забывать, что весь мир стремительно идет к беспилотным автотранспортным средствам, и дорожная инфраструктура должна быть готова принять их максимально эффективно.
Немаловажный аспект связан с реализацией приоритетного национального проекта «Безопасные и качественные дороги», в котором прямо указывается, что все эти изменения должны вноситься с учетом применения интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Иными словами, определен четкий критерий оценки деятельности региональных властей по внедрению систем управления дорожным движением. И здесь мы тоже видим необходимость комплексного единообразного подхода как в стандартах, относящихся к этим системам, так и в технических решениях.
На сегодняшний день мы видим также, что назрели изменения в требованиях к навигационной аппаратуре, которая устанавливается на транспорте. Мы предполагаем, что в едином техническом решении должны быть реализованы вопросы, связанные со страховой телематикой, с безопасным вождением и с элементами передачи больших объемов данных от автомобиля к инфраструктуре.
Кроме того, в настоящее время в крупных мегаполисах, таких как Москва, Санкт-Петербург, городах-миллионниках, назрела необходимость реализации концепции MAAS (mobility as a service — «мобильность как услуга»), которая предполагает оказание услуг жителям городов по перемещению их из одной точки в другую всеми доступными видами общественного транспорта в оптимальное время. Передовик в этом смысле – Москва.
— Действующее законодательство позволяет все это реализовать?
— На сегодняшний день сформирована законодательная база, которая регулирует эти вопросы. Но, по экспертным оценкам, у нас имеет место существенное отставание в плане разработки стандартов и требований к ИТС. Мы считаем, что эту работу нужно начинать немедленно и наверстывать радикальными методами и быстрыми темпами. Один из вариантов в этом смысле – адаптация зарубежных норм и правил под российские требования.
— Можно ли разработку отечественной нормативной базы в части ИТС начать в субъектах Федерации?
— Мне представляется логичным начинать выстраивать систему именно с федерального уровня, сформировав общие для всех подходы. А вот отладку технических решений можно и нужно осуществлять в регионах, причем, путем построения специальных полигонов по их отработке, предусмотрев их формирование в районах с разными ландшафтными и географическими условиями, в разных климатических зонах.
Начинать мы будем с тех регионов, где действуют РНИС, есть научно-технические компетенции и поддержка региональных властей. Готовность в части создания таких полигонов уже сегодня высказали Орловская и Иркутская области.
— Какой, по вашим оценкам, временной горизонт этих событий?
— В нашем технологическом мире все очень быстро развивается, и мы считаем, что ни по одному, упомянутому мной, пункту затягивать решение нельзя, тем более, что руководством страны объявлен курс на цифровую экономику. Заданный вектор имеет решающее значение для реализации наших планов и идей. Эту работу мы уже начали, сегодня готовим проект «цифровой дороги», которая учитывает все принципы и подходы.
— Если говорить о технических решениях, которые уже сегодня реализуются участниками кластера ГЛОНАСС (К-57), то какие из них вы считаете наиболее перспективными для внедрения на пилотных полигонах?
— Сложно выделить какое-то одно из них. Дело в том, что в основу создания кластера, куда вошли ведущие российские разработчики навигационно-телематических и геоинформационных систем, оборудования, заложена сама идея создания передовых решений. Изначально они должны быть эксклюзивными или на голову выше своих зарубежных аналогов.
Конечно, наиболее востребованным продуктом кластера сейчас является решение по краткосрочной аренде автомобилей. Так, называемый, каршеринг, который уже в городах-миллионниках позиционируется как городской вид общественного транспорта. К слову, большинство компаний, оказывающих сегодня в Москве услуги каршеринга, в своей деятельности используют решение резидентов нашего кластера, а сама разработка вошла в ТОП-10 лучших мировых решений в данном сегменте по оценке канадской консалтинговой компании «Movmi».
Перспективными также считаем разработки и в области страховой телематики, с соответствующей сертификацией оборудования как средства измерения, что, по нашему мнению, позволит вывести страховую телематику на новый юридический уровень. Отдельно можно говорить о решении, связанном с весогабаритным контролем, которое также разработано в рамках нашего кластера и успешно используется на дорогах Калининградской области. Так что уже сегодня в активе кластера достаточно интересных решений, которые могут быть использованы в пилотных полигонах.
Если в целом сказать о деятельности кластера, то нужно понимать, что здесь, в первую очередь, важен синергетический эффект, когда кооперация потенциалов резидентов кластера позволяет успешно реализовывать самые сложные технические задачи. При этом кластер открыт к сотрудничеству как с предписантами в транспортной отрасли, так и с рядовыми компаниями. Ключевым здесь является совместная заинтересованность в разработке и внедрении на практике высокоинтеллектуальных систем.
Беседовал Сергей Филимонов