Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

До новой эры. В регионах готовятся к оснащению транспорта интеллектуальными системами

В середине апреля вступит в силу постановление правительства страны № 153, обязывающее оснащать автобусы и грузовики аппаратурой системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в рамках госпрограммы внедрения интеллектуальных решений на транспорте. Корреспондент «РГ» выяснил, готовы ли регионы к переменам.

Терминал обязателен
Документ кабмина телематические операторы ЦФО называют просто – постановление № 153. И активно обсуждают его. Уже с середины апреля надо оснащать аппаратурой, идентифицированной в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», автобусы и машины, перевозящие опасные грузы. Все данные из нее будут передаваться в Ространснадзор. Это позволит ужесточить борьбу с перевозчиками-нелегалами.
— Информация об отклонении от маршрута может служить основанием для проверки перевозчика, — сообщил «РГ» замглавы Ространснадзора Асламбек Ахохов. — Пока на основании этих данных мы не можем выписать штраф, но в будущем это не исключено.
«ЭРА-ГЛОНАСС» — это государственная система экстренного реагирования при авариях. Она технологически совместима с общеевропейской системой eCall. С 2017 года ее терминалы устанавливают на весь транспорт, продаваемый в России. В системе интегрировано уже полтора миллиона автомобилей.
— К концу 2018 года система будет обслуживать до 3,5-4 миллионов автомобилей на российских дорогах, — сообщил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. — С января 2016 года она приняла и обработала около700 тысяч экстренных вызовов.
Более чем в восьми тысячах случаев потребовалось привлечение экстренных оперативных служб. В целом, по статистике, в 2017 году подключение к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» позволило снизить количество погибших в ДТП на 6,5 процента. Перевозчикам придется приобретать аппаратуру за свой счет. Комплект стоит около 10 тысяч рублей. Пять лет назад требования к системе были установлены приказом минтранса. Перевозчики оспорили его, дошли до Верховного суда и добились отмены. Затем документ был доработан и получил более высокий статус.
Следующий шаг – создание федерального оператора. Однако готов ли к этому рынок?

Приняли сигнал
В регионах к новшеству отнеслись с настороженностью. Рынок сформировался задолго до появления системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Мало кто знает, что такие технологии в основном разрабатывают в Орле. Здесь действует кластер ГЛОНАСС, объединивший около 20 научно-производственных предприятий.
Бизнес-сообщество приветствовало создание системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Спорили лишь о способе реализации. Велись переговоры о сотрудничестве, и в 2013 году государство инициировало создание региональных навигационно-информационных систем (РНИС) и центров (РНИЦ). Были вложены бюджетные средства.
Успешным считается опыт Рязани, где РНИЦ создали на базе Центральной диспетчерской службы города. Он контролирует работу общественного транспорта, школьных автобусов, ЖКХ и грузовиков, перевозящих особо опасные и крупногабаритные грузы. Практика показала, что РНИС помогает экономить 25-35 процентов средств на эксплуатацию транспорта.
— Именно на базе региональных операторов возможна интеграция всех геоинформационных систем каждого субъекта РФ, — считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС-регионам» Вячеслав Маланичев. — Но получается, что у РНИС забирают «хлеб», оставляя им крохи и смутные перспективы дальнейшего существования.
По его мнению, встает вопрос о целесообразности выделения средств на создание и продвижение этих систем. Например, РНИС внедряется в Брянске. Что будет с ней? Не все терминалы интегрированы с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Постановление же гласит, что перевозчик обязан идентифицировать в ней свою аппаратуру.
— На создание РНИС направлялись сотни миллионов рублей, — продолжает Вячеслав Маланичев. — Фирмы-операторы зачастую создавались на условиях частно-государственного партнерства. В ряде областей такие проекты работают весьма успешно.
Появилось опасение, что усилия, направленные на создание РНИС, будут сведены к нулю. Парадокс, но одна госпрограмма может превратить другую в пустую трату сил и бюджетных средств. Перевозчики остались в стороне — им просто надо исполнять новые требования.
— Для владельцев автопарков это невыгодное решение, потому что большинство из них уже оснастило транспорт навигационно-телематическими устройствами, — пояснил специально для «РГ» кандидат экономических наук Евгений Перов — владелец вологодского оператора транспортной телематики. – Они работают, но не идентифицированы в системе «ЭРА-ГЛОНАСС».
Следовательно, по его мнению, на каждый автомобиль придется установить еще один терминал. При таком подходе региональные операторы навигационно-телематических услуг, уже много лет обслуживающие пассажирский транспорт, рискуют оказаться вне рынка.
— По ним может быть нанесен удар, — комментирует замдиректора орловской компании — интегратора навигационных решений Алексей Шкуров. — Те деньги, которые они получают с операторской модели бизнеса, инвестируются в модернизацию существующих и разработку новых решений. Именно это позволяет конкурировать с ведущими мировыми компаниями.
Операторы опасаются, что внутренний рынок может быть монополизирован.

В поисках ниши
РНИЦ ведут круглосуточный онлайн-контроль за транспортом. Власти и экстренные службы получают информацию, в том числе о происшествиях, в оперативном режиме. Для горожан центры важны тем, что они дисциплинируют пассажирских перевозчиков. Те стараются не нарушать график движения и не уходить с маршрутов.
В прошлое это не уйдет. Однако телематические операторы будут вынуждены начать делить рынок. Как борьба отразится на транспортном сообщении, неизвестно. Выход видится простым — сесть за стол переговоров и обсудить перспективы взаимодействия.
— Для регионов важным станет то, что деньги будут уходить федеральному оператору, а не оставаться у них, — говорит Вячеслав Маланичев. — Так почему бы не вернуться к вопросу о возможности взаимодействия двух крупных федеральных проектов: «ЭРА-ГЛОНАСС» и системы «Платон»?
По мнению соруководителя рабочей группы по разработке и реализации «дорожной карты» «Автонет» Александра Гурко, госкомпания не может быть быстрее и успешнее, чем небольшие коллективы разработчиков или провайдеров, которые работают на нишевых сегментах. В интервью отраслевому «Вестнику ГЛОНАСС» он отметил целесообразность создания экосистемы. Она должна использовать интеллект сообщества, но не конкурировать со всем рынком. Это может быть инфраструктурный оператор, который дает доступ к информации. В прошлом году была разработана стратегия, предполагающая создание единой системы мониторинга транспорта. Но без постановления правительства заработать она не смогла.
— Во всем мире малый и средний бизнес является драйвером нашей отрасли, — говорит Алексей Шкуров. — Новые правила вынудят компании уйти с рынка или искать другие ниши. Это же не крупные госкомпании, которым не нужно бороться за выживание и конкурировать на уровне цены и качества.
Рынок транспортной телематики получает около половины доходов от обслуживания пассажирских перевозок – школьных автобусов и городского транспорта. Конкуренция жесткая. Автобусы обслуживаются большим количеством давно существующих компаний. Например, в Орле первая из них появилась 19 лет назад. Тогда это был сугубо частный бизнес. Разработки тех лет — это заслуга предпринимателей, которые сами создавали научно-исследовательские центры. Они существуют до сих пор. Так, орловские разработки активно используются в московском каршеринге — почасовой аренде автомобилей.
На рынке сложились и негласные правила. Обычно оператор предлагает услугу полного цикла: сам устанавливает аппаратуру, начиняет ее собственным программным обеспечением, создает диспетчерскую службу и оперативно реагирует на нештатные ситуации. Новые решения рождаются едва ли не каждый день. Выиграть конкуренцию можно лишь за счет внедрения новых программно-аппаратных комплексов, повышения качества услуг и расширения их спектра. Если компании начнут покидать рынок, уровень конкуренции снизится. Значит снизится и мотивация разработчиков. К чему это приведет в споре технологий с теми же западными компаниями?
— Более логичным видится путь межсерверного обмена — чтобы местный оператор мог передавать данные с того оборудования, которое уже работает, — говорит Евгений Перов. – Стоит вспомнить, что в регионах именно РНИС играют роль интеграторов данных. Однако постановление № 153 не предусматривает взаимодействия с ними.

P. S.
Российский рынок использует не только отечественную навигационную аппаратуру. Некоторые операторы предпочитают зарубежные аналоги, которые немного дороже. Надежнее ли они, большой вопрос. Вопрос и в том, почему не в полной мере используется потенциал наших разработчиков. Вот кому точно не помешала бы господдержка.

Российcкая газета, Экономика Центрального округа, 27 марта 2018 года, вторник № 63 (7526)

Денис Передельский