Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

2020 год для кластера ГЛОНАСС сложился удачно

К такому выводу пришли участники ежегодного круглого стола. На нем обсуждались итоги года ушедшего и перспективы развития в году наступившем. В мероприятии, помимо резидентов кластера ГЛОНАСС, приняли участие представители Правительства Орловской области, Фонда поддержки предпринимательства, университетов.
Как отметил Председатель Совета кластера Александр Сёмкин, все участники объединения увидели, что требования со стороны заказчиков возрастают и это заставляет разработчиков программного обеспечения и навигационного оборудования поднимать планку. Однако любые действия, приводящие к повышению качества продукта и сервиса, работают в итоге на развитие бизнеса.

— Оценивая работу в 2020 году, можно сказать, что мы не только удержали свои позиции на рынке, но и укрепились. Этому способствовали два крупных проекта: проект с Минпромторгом, а также работа в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», — отметил Александр Сёмкин.
В рамках национального проекта проходил конкурс на создание ИТС в регионах. Ключевой резидент кластера — группа компаний «Навигатор» выступила экспертом по оценке заявок, а также подготовила документы на конкурс от Орловского региона. Заявка заняла седьмое место из более, чем полусотни заявок, поданных регионами на конкурс. Сказалась системная работа в предыдущие годы, планомерная научно-исследовательская деятельность, участие в федеральных проектах. «Национальный проект БКАД будет реализовываться до 2025 года. Государство взяло курс на системное импортозамещение в области радиоэлектроники. Все это расширяет наш коридор возможностей», — прокомментировал работу кластера Александр Сёмкин.

На стороне бизнеса
Содействие со стороны институтов поддержки предпринимательства для ИТ-отрасли пообещал и Дмитрий Рябцовский, рассказавший о новых мерах, принимаемых государством для улучшения ситуации с малым и средним бизнесом.
— В этом году центр услуг «Мой бизнес» расширит свои возможности. Работа пойдет по трем основным направлениям: самозанятые, начинающие предприниматели и зрелые бизнесы. По-прежнему мы предлагаем воспользоваться инструментами льготного кредитования гарантийного фонда, который может взять на себя обеспечение кредита до 25 миллионов рублей. Центр кластерного развития и Центр поддержки предпринимательства смогут помочь в финансировании патентных исследований, субсидировать участий компаний в маркетинговых мероприятиях. Большие возможности у Центра поддержки экспорта, который в этом году получил более 35 миллионов рублей на содействие деятельности экспортеров. ЦПЭ за прошлый год проделал большой путь, его специалисты научились работать с электронными торговыми площадками – все это будет полезно для кластера. А, кроме того, мы сейчас выходим с инициативой законодательно закрепить пониженную налоговую ставку для ИТ-компаний, — отметил Дмитрий Рябцовский.
Также о программах Фонда содействия инновациям, с которым многие резиденты кластера уже не раз плодотворно сотрудничали, рассказал Сергей Невструев. Фонд Бортника работает как со стартапами, так и с проектами развитых компаний. На коммерциализацию разработок можно получить весьма крупные суммы грантовой поддержки. — Мы будем приглашать экспертов Фонда содействия инновациям, которые помогут резидентам кластера в грамотном составлении заявок, — подчеркнул Сергей Невструев.

На других посмотреть и себя показать
Ежегодный круглый стол для участников кластера – всегда возможность поделиться с коллегами своими достижениями и обменяться творческими идеями.
Руководитель проектов ГК «Навигатор» Дмитрий Павлов подготовил презентацию о решениях для региональной ИТС, которые в 2020 году нашли применение в ряде регионов России. Особое внимание привлекла платформа управления пассажирскими перевозками «Навигатор – С2020». Эта система, одна из немногих в России, где реализовано полномасштабное управление маршрутами общественного транспорта. На базе этой платформы специалисты компании создали также подсистему диспетчерского управления транспортом коммунальных служб. Платформа успешно реализуется в Новокузнецке.
Также в конце прошлого года компания оснастила транспорт орловского Трамвайно-троллейбусного управления бортовыми терминалами и подключила их к автоматизированной системе «Центр пассажирских перевозок Навигатор С2020». Внедрение новых технологий позволит выстроить работу общественного транспорта в соответствии с потребностями пассажиров.
О развитии новых видов общественного транспорта, его месте в системе городской мобильности, о мобильности как услуге рассказал генеральный директор «Монгео Коннектед Технолоджи» Владислав Ронзин. Компания «Монгео» — пионер среди российских разработчиков программно-аппаратного обеспечения операторов каршеринга. Сегодня интересы команды «Монгео» лежат и в сфере других перспективных видов шерингового транспорта и экономики совместного потребления в целом.
— 2020 год изменил рынок краткосрочной аренды транспорта, хотя спад пошел еще с 2019 года. Операторы каршеринга во время локдауна и общего снижения мобильности населения выживали за счет обслуживания курьерских компаний, сдачи своего транспорта операторам такси. Так, в Саратове был запущен таксишеринг. Появилась услуга подписки на автомобиль. Параллельно стала активнее развиваться микромобильность: самокаты, скутеры, это сейчас набирает популярность. Соответственно и мы, как разработчики платформ, ищем возможности: в Калиниграде планируем запустить пилот, объединив в одном сервисе каршеринг и подписку. Участвуем в проекте «Народный каршеринг» в рамках пилота «Транспортные инновации Москвы», — описал ситуацию Владислав Ронзин.
О приложениях для сотрудников дорожной полиции рассказал руководитель проектов компании «Индустрия делового программного обеспечения» Владимир Горнов. О видеосистеме контроля усталости водителя с использованием элементов искусственного интеллекта и ее применении на практике – заместитель руководителя «ЕНДС» Алексей Шкуров.

Искусственный интеллект в сельском хозяйстве
Кластер ГЛОНАСС, помимо программных продуктов и аппаратуры для дорожного транспорта, активно разрабатывает, внедряет и продвигает решения для цифровизации сельского хозяйства.
Экспертом в этой области в нашем объединении по праву считается руководитель компании «ЦентрПрограммСистем» Виктор Кононов. Компания «ЦПС» больше 20 лет автоматизирует аграрную отрасль, несколько лет назад инициировала проект АгроНТИ, который развивается при содействии Фонда Бортника в целом ряде регионов России и уже выходит на ближнее зарубежье.
Виктор Кононов рассказал о трендах в цифровизации сельского хозяйства, сделав акцент на использовании беспилотных летательных аппаратов.
— Очень большую помощь аграриям может оказать грамотное использование программных продуктов с элементами искусственного интеллекта. В прошлом году было много запросов на 3D-карты полей, причем с учетами линий склонов: чтобы искусственный интеллект прорисовал все треки движения техники – во время посевной, обработки, уборочной. Нашей компании есть что предложить рынку: мы и технику дистанционно можем запрограммировать на такие задачи, и создаем корректные прогнозы урожайности, и обучаем нейросети для задач животноводства, — рассказал Виктор Кононов.
В прошлый сезон компания запустила пилотный проект по распознаванию искусственным интеллектом 10 высаженных культур по данным беспилотников. Агрокоптеры – общепризнанный драйвер развития цифрового сельского хозяйства. Собранные ими данные должны не просто обрабатываться, а напрямую уходить на бортовые компьютеры техники, работающей в полях. Для этого нужны интеграционные платформы верхнего уровня – это главная проблема в цифровом сельском хозяйстве.

Возможности беспилотного вождения техники на примере механического трактора продемонстрировал директор компании «Фарватер» Евгений Рузанов. Компания плотно работает с заводами-производителями сельхозтехники. Также комплексное решение внедряется для автомобилей завода «Камаз».
— В прошлом году мы сделали несколько аппаратурных разработок. Одной из удач считаем систему контроля датчиков техники, обмен информацией на которых происходит через канал блютус. Вторая перспективная разработка для России и других стран СНГ, где есть проблемы с GPS-покрытием,– бортовые контроллеры с радиомодулем. Идея пришла, что называется, с полей: там, где пропадает спутниковый сигнал, происходит переход на радиоканал. Этот аппарат мы спроектировали совместно со специалистами ОГАУ им. Парахина, — поделился с коллегами Евгений Рузанов.

Инновационные кадры
Активная работа с вузами кластером велась с самых первых дней. Сегодня резиденты объединения работают с целым рядом университетов и профильных технических институтов, создавая базовые кафедры. Позитивное сотрудничество сложилось с Орловским государственным университетом.
Директор Бизнес-парка ОГУ Олег Дорофеев рассказал участникам круглого стола о подготовке инновационных менеджеров для цифровой экономики – программе, которую разработал и проводит для предприятий Бизнес-инкубатор университета. Резиденты кластера заинтересовались возможностями этой учебной программы.
Сергей Родимцев, представлявший Орловский аграрный университет, посвятил свой доклад не только совместной работе со студентами, но и развитию сотрудничества в направлении Центра компетенций цифрового сельского хозяйства. Этот проект, созданный ОГАУ и кластером ГЛОНАСС не получил пока должного развития, но перспективы в вопросах цифровизации сельского хозяйства у него огромны. Здесь необходимо комплексное сотрудничество органов исполнительной власти, бизнеса и научного сообщества.

Безопасность – превыше всего
Завершающим блоком встречи стал доклад директора Научно-технического центра «Фобос — НТ» Андрея Гусарова.
НТЦ «Фобос-НТ» — единственная в Орловской области компания, аттестованная как испытательная лаборатория ФСТЭК России и ФСБ России. Ее деятельность связана с защитой данных, включая коммерческую и государственную тайну. Эти услуги актуальны для всех ИТ-компаний, которые пишут программное обеспечение для госорганов – то есть, для многих резидентов кластера ГЛОНАСС.
— В прошлом году мы много инвестировали в обучение наших специалистов, в повышение их квалификации. Очень сожалеем, что кластерное финансирование в последние годы стало невозможно использовать на эту жизненно-важную для нас статью расходов. Надеемся, что Министерство экономического развития пересмотрит свою позицию по этому вопросу, — подчеркнул Андрей Гусаров.
Также руководитель «Фобоса-НТ» довел до сведения коллег важную информацию об изменениях законодательства, касающегося безопасности критический информационной инфраструктуры: в России установлена уголовная ответственность за нарушения безопасности данных, не связанных с гостайной. Андрей Гусаров отметил, что его компания оказывает все необходимые услуги по работе с КИИ и готова подключаться на любом этапе работы коллег для обеспечения безопасности и сохранности информации.

Подводя итоги, Председатель Совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин, отметил, что в наступившем году уже намечены направления работы, выделены конкретные проекты и отраслевые мероприятия, в которых кластер будет участвовать. Есть понимание того, что кластер расширяется – приходят инжиниринговые компании, и это увеличивает синергию внутри объединения. Приоритетом остаются направления, связанные с интеллектуальными транспортными системами и цифровым сельским хозяйством с соблюдением высоких стандартов информационной безопасности. Кластер находится в движении и открыт и для перспективных идей.