Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

В ногу со временем: на ежегодном круглом столе кластера ГЛОНАСС обсудили цифровизацию российской экономики. Журнал «ИТС России», март 2019

Курс на цифровизацию, обозначенный главой государства в мае прошлого года, стал одной из самых обсуждаемых тем на отраслевых площадках России. В феврале кластер ГЛОНАСС провел ежегодный межрегиональный круглый стол «Цифровая экономика Российской Федерации. Региональные навигационно-информационные системы
как составляющая интеллектуальных транспортных систем. Региональные центры компетенций», в котором принял участие заместитель министра транспорта Алексей Семенов.
«Впервые я побывал в Орловской области на отраслевом мероприятии в 2010 году, и не знаю другого региона в стране, где бы столько внимания уделяли развитию технологий связи, навигации, геоинформационных систем в целом, и на транспорте в частности, – отметил Алексей Семенов. — Транспортная отрасль сегодня – одна из самых перспективных для цифровизации. В прошлом году нами подготовлен ведомственный проект «Цифровой транспорт и логистика», он уже согласован с министерством цифрового развития. И, разумеется, наша орбитальная группировка ГЛОНАСС – это глобальное преимущество, которое нужно использовать. Хочу отметить успехи, желание и нацеленность орловских компаний на цифровое развитие дорожной отрасли, умных городов — Министерство транспорта живо заинтересовано в новых идеях и продуктах, и мы окажем поддержку и содействие инициативам кластера в этом направлении».
По словам замминистра проект «Цифровой транспорт и логистика» рассчитан на цифровую трансформацию пассажирского транспорта, грузоперевозок, инфраструктуры, экологии, использования транзита, создание единого бесшовного информационного пространства и обеспечение транспортной безопасности. Все эти направления либо уже разрабатываются участниками кластера ГЛОНАСС, либо представляют потенциальный интерес для применения решений и технологий.
«Сегодня наши компетенции востребованы в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в проекте «Умный город». В нацпроектах поставлен целый ряд прикладных задач, которые нам интересны. У нас есть разработки в области информационно-навигационных систем, систем весогабаритного контроля, мониторинга автодорог, отдельным кейсом разрабатывается универсальная платформа для аренды любых транспортных средств», — отметил председатель Совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин.

Сделано с умом
Развитию в регионах интеллектуальных транспортных систем сегодня по праву уделяется большое внимание. РНИС позволяют собирать, аккумулировать, анализировать информацию с городских и подключенных автомобильных видеокамер и датчиков, а значит иметь четкое представление о том, что происходит в городе с пассажиропотоками, с рейсовыми автобусами, с вывозом мусора, уборкой и ремонтом улиц, работой светофоров и состоянием пешеходных переходов, парковок, стоянок, а попутно и с зелеными насаждениями, и многим другим. Аналитика больших данных позволяет бюджетам муниципалитетов снижать затраты и контролировать подрядчиков, оперативно реагировать и предметно спрашивать о качестве проделанной работы. Несмотря на то, что в Орле проект РНИС был разработан участниками кластера ГЛОНАСС несколько лет назад, поддержки от властей региона и города он не получил. И только в самое последнее время тему вновь начали обсуждать. Так, по приглашению Александра Семкина на круглом столе о возможностях внедрения ИТС в транспортную схему движения города Орла и Орловского района рассказал советник директора «МосТраснПроекта» Сергей Саакян. Ориентироваться на Москву сегодня правильно, поскольку безопасность на дорогах столицы, достигнутая применением ИТС, сравнима с европейской.
Активно элементы интеллектуальных транспортных систем разрабатываются и внедряются и в Белгородской области. Так, в рамках реализации проекта по Инфраструктуре пространственных данных внедрена информационная система «Инфоресурс» участника кластера ГЛОНАСС компании «ЦентрПрограммСистем». Система обеспечивает геоаналитическую поддержку проектного управления в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры. Сейчас с помощью «Инфоресурса» отслеживается и анализируется озеленение придорожных территорий, ведется наблюдение за комплексным благоустройством территорий коммерческих объектов и объектов жилой застройки, прилегающим к дорогам (улицам), входящим в программу дорожных работ, контролируется
выполнение работ по пешеходным переходам, замена ограждений на современные, устройство подъездов к домовладениям в микрорайонах ИЖС. благоустройство территорий храмов и так далее.
Представитель ИТ-кластера Белгородской области Федор Жерновой рассказал также о работе по управлению платными парковками. Через специальное приложение водители могут искать свои машины и продлевать парковку, смотреть льготы, штрафы. Также водитель может получить оповещение о необходимости перепарковать машину, если она мешает уборочной технике – очень актуальная опция для зимнего сезона. Проект работает в 16 городах России.
Один из наиболее ярких примеров работы резидентов кластера в сфере ИТС и интернета вещей – многофункциональная платформа для аренды любого вида транспорта «MonGeo», разработанная компанией «МКТ». Платформу используют операторы каршеринга в России и ближнем зарубежье. И если сегодня платформа используется преимущественно для легкового автотранспорта, то в будущее этого направления, как и других проектов экономики совместного потребления, можно считать перспективным. Ожидается, что количество пользователей и транспортных средств в этой системе будет увеличиваться более чем на 70 процентов в год.
Опытом работы по цифровизации транспорта в Калужской области поделился исполнительный директор калужского ИКТ кластера Юрий Дербаносов. К слову, в ходе мероприятия между кластером ГЛОНАСС и Калужским кластером информационных и коммуникационных технологий было подписано соглашение о сотрудничестве.

В цифровом поле
Несмотря на то, что ключевые резиденты кластера ГЛОНАСС начинали свою деятельность с разработки навигационно-информационных систем, напрямую связанных с транспортом, сегодня сфера компетенций и интересов компаний значительно расширилась. Рынок высокотехнологичных продуктов быстро меняется, открываются новые ниши, и чтобы быть в тренде приходится постоянно искать новые направления для исследований и разработок. В последние три года кластер активно работает на нужды сельского хозяйства.
Около полутора лет назад был создан Центр компетенций цифрового сельского хозяйства на базе Орловского государственного аграрного университета. Опыт показывает экономическую эффективность перевода производственных процессов агропредприятий на электронную форму передачи и обработки информации. Цель проекта — совершенствование деятельности сельхозпроизводителей через внедрение цифровых технологий. Такие инициативы в России пока единичны.
«Центр компетенций создан для накопления и анализа передового опыта, поиска новых решений с учетом меняющихся факторов внешней среды, глобальных тенденций технологического развития. Центр объединяет усилия всех участников инновационного процесса – университетов, науки, разработчиков и производителей цифрового продукта, аграриев. Уже сегодня апробация решений происходит на полях пилотного полигона. Резиденты кластера инвестируют в него свои средства, понимая, что со временем это даст хороший результат», — рассказал заместитель директора «ЕНДС-Орел» Олег Слепец.
Так, орловская компания «Агрофлагман» на полях экспериментального хозяйства Орел ГАУ в прошедшем сезоне тестировала решение, связанное со сквозным контролем уборки и транспортировки зерновых культур от поля до элеватора. Спецификой разработки стала система «свой-чужой», когда каждый комбайн оснащен считывателем информации, а каждый грузовик специальной активной меткой. Таким образом, исключается выгрузка зерна в грузовики не принадлежащие агропромышленной компании. Параллельно происходит фотофиксация выгрузки зерна. В итоге система позволяет не только предотвратить воровство, но и составить аналитику эффективности работы комбайна: понять, сколько он собрал зерна, оптимально ли подобран режим работы и так далее.
При этом, по мнению директора «Агрофлагмана» Дмитрия Еошова и директора компании «Фарватер» Евгения Рузанова, сотрудничающих в этом проекте, обучение специалистов для цифровизации сельского хозяйства сегодня имеет первостепенное значение.

Кадры решают всё
О потребности государства в специалистах в сфере высоких технологий говорила на круглом столе и ректор Орловского Государственного университета Ольга Пилипенко. Со слов ректора, емкость рынка труда в цифровом сегменте – тысячи человек в год, привлечь абитуриентов на эти специальности – долгосрочная цель вуза. Сегодня активно развивается сотрудничество с «Яндексом», совместно с ФСО и «Лабораторией Касперского» ведется работа над программным обеспечением гражданского назначения, открыта лаборатория медицинской фотоники, проект инжинирингового центра выиграл грант Минпромторга.
«Последние три года университет активно создавал базовые кафедры, переходя к проектному обучению: уже сейчас наши студенты выполняют проекты полного цикла. Перспективу мы видим в интеграции и взаимодействии с предприятиями и кластерами. С кластером ГЛОНАСС, частности», — отметила Ольга Пилипенко.
Одним из удачных совместных проектов кластера ГЛОНАСС и ОГУ, который сейчас вышел на всероссийский уровень, стал Хакатон (чемпионат команд студентов-программистов), впервые проведенный в 2017 году. Задачи, которые предлагалось обдумать студентам, ставились компаниями-участниками кластера и брались из реальных бизнес-процессов. Первый же опыт проведения подобного чемпионата показал высокую заинтересованность студентов и впечатляющий уровень отдачи от двухдневной командной работы: большая часть предложенных кейсов получила оригинальные решения, компании-кураторы остались довольны выполнением поставленных задач, проявившим себя студентам было предложено сотрудничество.
«После успешного опыта проведения Хакатона в Орле нам удалось выйти на межрегиональный уровень на форуме «ИТС-регионам» в Рязани и «ИТС России» в Москве. Сейчас, обобщая полученный опыт, мы предлагаем резидентам кластеров сформировать базу кейсов для хакатонов, а к участию в чемпионате привлекать не только команды ОГУ, но и других вузов», — сказала директор Департамента инновационной политики ОГУ Алена Уварова.
Следует отметить, что участники кластера ГЛОНАСС уже несколько лет активно взаимодействуют с высшими учебными заведениями. Так, компания «Фарватер» оснастила всю сельхозтехнику Орловского аграрного университета оборудованием для реализации комплексного контроля эксплуатации. На круглом столе компания представила автоматизированный обучающий стенд, который используется для обучения студентов обращению с программно-аппаратными комплексами в цифровом сельском хозяйстве. По словам директора «Фарватера» Евгения Рузанова, компания предоставляет стенды для обучения студентов, организует факультативные занятия и разрабатывает программы обучения и в вузах других регионов: в Казани, Чебоксарах, Ростове на Дону, в Ульяновске.

По итогам мероприятия было принято решение об актуализации стратегии развития кластера ГЛОНАСС. Акцент в новом документе планируется сделать на интеллектуальные транспортные системы, цифровое сельское хозяйство и цифровую медицину.

Надежда Рипинская