Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

Цифровая экономика: движение в регионы. Журнал «ИТС России»

Рынок транспортной телематики в 2017 году развивался относительно стабильно. Приход крупных федеральных проектов дал толчок росту числа абонентов. Вместе с этим существенно изменилась структура рынка, появились новые направления развития. Так, на новый уровень вышли дискуссии о беспилотном транспорте, кибербезопасности, новых видах общественного транспорта — постепенно сегмент транспортной телематики встраивается в более широкий рынок IoT -устройств с глубокой интеграцией транспорта и инфраструктуры. О развитии отрасли транспортной телематики в регионах можно судить по достижениям и проблемам, с которыми сталкивается кластер ГЛОНАСС (К-57) Орловской области, объединяющий более 20 компаний.
Курс на интеграцию
Образованный в 2015 году кластер ГЛОНАСС за два с половиной года сумел решить ряд задач, которые ставились его создателями – телематическими и ИТ-компаниями. Необходимость его создания для участников кластера, работающих на потребности частного бизнеса и государственные нужды, была продиктована особенностями рынка. Для разработки конкурентоспособных многофункциональных решений, защиты общих интересов, совместного решения проблем, стоящих перед всеми компаниями отрасли интеграция стала возможностью дополнительного роста. Большинство резидентов кластера ГЛОНАСС работает в регионах, поэтому в развитии цифровых технологий на местах заинтересованы напрямую. Внедрение информационных технологий на транспорте, в сельском хозяйстве, в дорожном, коммунальном, управленческом секторе поможет создать в регионах новые рабочие места, предотвратить «утечку кадров».
На решение этих и других задач направлен разработанный кластером ГЛОНАСС проект создания регионального центра компетенций, который может помочь объединить разрозненные информационные системы региона и дать импульс к развитию местной цифровой экономики.
— Тему создания в Орловской области регионального центра компетенций по систематизации и внедрению информационно-навигационных и геоинформационных систем на базе лучших отечественных и мировых практик мы продвигаем уже давно, — говорит председатель Совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин.
В марте 2017 года кластер стал соорганизаторам межрегиональной конференции «ИТС — регионам», которая собрала в Орле представителей заинтересованных министерств и ведомств, бизнеса, науки и общественных организаций. Работа с представителями Министерства транспорта, Высшей школы экономики, Росавтодора позволила на ИТС-форуме в Москве в сентябре создать отдельную секцию по проблемам региональных навигационно-информационных систем, которую курировал кластер. Проблемы же эти вполне осязаемые: отсутствие в регионе единого центра информационного обеспечения принятия управленческих решений приводит к дублированию функций, неверным расчетам и аналитическим оценкам, необоснованным увеличениям бюджетов, неэффективному использованию баз данных.
Создание такого интегрирующего информацию центра позволит достичь весомых результатов: от регионального нормативно-правового регулирования до организации фонда пространственных данных, повышения качества практики «единого окна», формирования портфелей проектов в области информационно-навигационных и геоинформационных систем. Технический потенциал резидентов кластера ГЛОНАСС позволит реализовать этот проект. Кроме этого есть планы создать в городе Орле пилотный полигон по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городские агломерации с численностью населения до 500 тысяч человек. Это предложение родилось после того, как города с небольшим количеством населения по меркам городов-мегаполисов не вошли в первый состав городов-участников проекта Министерства транспорта «Безопасные и качественные дороги». Эту кластерную инициативу поддержало Правительство Орловской области. В свою очередь, с просьбой поддержать проект оно обратилось к министру транспорта России Максиму Соколова во время его рабочего визита в Орловскую область в начале марта.
Министру транспорта были представлены решения резидентов кластера ГЛОНАСС. Как отметил Максим Соколов, многие инициативы, которые сегодня рождаются на Орловской земле, применяются во всей стране. «Особенно приятно, что коллеги уделили большое внимание развитию цифровых технологий. Мы после послания Президента сразу можем наметить подходы к выполнению тех задач, которые были поставлены. Конечно, многие из них связаны с развитием инфраструктуры, приведением ее в нормативное состояние. Но не менее перспективным видится использование цифровых технологий в развитии различных транспортных систем», — сказал министр.
Чтобы усилить свое присутствие на федеральном уровне, а также в формате диалога донести до регуляторов отрасли проблемы, существующие сегодня в регионах, кластер поддержал идею создания профессиональной площадки по развитию цифровых технологий транспорта и выступил одним из учредителей Ассоциации «Цифровая Эра Транспорта».

Технологии для жизни
За два с половиной года кластеру удалось сформировать устойчивые рабочие отношения внутри объединения. В результате создано несколько программно-аппаратных комплексов для транспортной телематики, сельского хозяйства, MAAS, которые сегодня используются российским бизнесом, региональными и муниципальными образованиями.
Большое внимание уделялось внедрению телематики в такую традиционно консервативную отрасль, как сельское хозяйство. Использование сельхозпроизводителями решений кластера показывает экономическую эффективность перевода производственных процессов агропредприятий на цифровую форму передачи и обработки информации.
Так, резидент кластера компания «ЦентрПрограммСистем» приняла участие в работе экспериментальной площадки «Аэронет», впервые в России развернутой в прошлом году на полях Белгородской области. «Аэронет» – это глобальный рынок услуг, которые оказывают беспилотные летательные аппараты. Специалисты «ЦПС» разработали программу автоматизации учета и контроля в агробизнесе с использованием беспилотников. С февраля 2017 до поздней осени летательные аппараты контролировали 20 тысяч гектаров возделываемых полей: замеряли толщину снежного покрова, делали детальные фотоснимки полей, инвентаризировали пахотные земли, проверяли всходы озимых и яровых, обрабатывали посевы удобрениями и провели видеомониторинг сельхозработ. По оценкам экспертов, использование современных технологий на этих площадях позволило получить прямой экономический эффект в 35 миллионов рублей.
Также компания разработала и внедрила в Белгородской области информационную систему «Мониторинг автомобильных дорог», которая используется специалистами Управления дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области, подрядными организациями, выполняющими работы по содержанию дорог. Система является одновременно и агрегатором информации, получаемой от сторонних информационных систем и геоаналитической платформой, обеспечивающей проведение анализа перемещения автодорожной техники при проведении работ и оценки их качества. В данный момент рассматривается возможность масштабирования этих систем на Орловскую область и другие регионы.
Еще одним успешно реализованным проектом стало создание программно-аппаратного комплекса для сервиса краткосрочной аренды автомобилей (каршеринга), который активно развивается в Москве. Стоит отметить, что более половины всех московских операторов каршеринга работают с использованием интеллектуальных разработок резидентов кластера – ООО «МонГео Коннектед Технолоджи», ГК «Навигатор» и НПО «Навигатор Индастриз». При этом решение по своему функционалу — в десятке мировых лидеров. Однако, несмотря на прогнозы о распространении этого нового вида городского транспорта в другие регионы России, услуга так и не смогла активно выйти за пределы столицы. От него пока отказались даже такие крупные города, как Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань и Воронеж.
По оценкам экспертов, каршеринг очень перспективное направление. Ожидается, что количество пользователей и транспортных средств в этой системе будет увеличиваться более чем на 70 процентов в год. Однако в прошлом году рынок столкнулся с непредвиденными ранее трудностями: расчеты показали, что машины должны арендовать по 8—10 раз в день, чтобы бизнес был доходным. Это возможно лишь в мегаполисе с большой плотностью населения, поэтому планы выйти в регионы, остались пока лишь планами.

С поддержкой и без
Зачастую реализация нового перспективного проекта сталкивается с потребностью в финансовой поддержке со стороны государства. Однако, несмотря на разнообразие финансовых предложений поддержки малого и среднего бизнеса от госкорпораций и внебюджетных фондов, предпринимателям не так уж просто этими инструментами воспользоваться. В том числе и потому, что количество предложений требует детального изучения многочисленных условий, неисполнение которых приводит к потере сил, времени и недостижению результата.
Критерии отбора не всегда понятны компаниям, а инновационные идеи — тем, кто рассматривает заявки. Так, орловская компания из ИТ отрасли сталкивалась с тем, что им отказывали в поддержке проекта с формулировкой: «идея не работает», когда идея уже была на стадии реализации. Кроме того, возникают сложности и с системой госзакупок. Резиденты кластера ГЛОНАСС участвуют в бюджетных тендерах, но условия выполнимы не для всех. Так, требуется внесение денежного залога, размер которого устанавливается в процентах от начальной цены контракта. Чем тендер «дороже», тем больше средств надо перевести на счет организатора.
— Выполнение требований и оформление гарантии исполнения контракта иногда становится непреодолимым барьером для участников закупок, — считает гендиректор компании-резидента кластера ГЛОНАСС «Индустрия делового программного обеспечения» Эдуард Курилюк. — Мы не раз сталкивались с этим. Не всем хватает собственных средств для внесения залога.
Чтобы помочь малому бизнесу, надо увеличить объемы бюджетных гарантий для участников закупок. Но объемы бюджетных гарантий пока невелики, поэтому бизнесмены в таких случаях предпочитают у государства не просить — либо сами находят средства, либо идут в банки, где с них берут проценты.

Александр Семкин, председатель Совета кластера ГЛОНАСС: «Точка входа в институты финансовой поддержки лишь кажется простой. Многие отказываются от нее только потому, что зарываются в бумаги уже на старте проекта. Необходимо использовать накопленный опыт и создать инструмент практической помощи. Это может быть пункт при том же фонде, в котором предпринимателю дадут консультацию и помогут правильно заполнить заявку и, возможно, заключить какой-то договор. Сегодня резиденты кластера готовы выходить с новыми проектами и создание такого инструмента для реализации проектов с привлечением средств фондов могло бы значительно ускорить процесс вывода на рынок новых продуктов».

Надежда Рипинская
Фото пресс-службы Губернатора Орловской области