Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

Технологический прорыв: Орловский кластер ГЛОНАСС обсудил планы на будущее

Ежегодный круглый стол кластера ГЛОНАСС Орловской области прошел в формате зум-конференции. На нем традиционно обсуждались результаты работы и планы на будущее. В мероприятии, собравшем более 50 человек, приняли участие резиденты объединения из Орловской, Белгородской, Московской областей, Краснодарского края. Также отдельный блок выступлений был сделан от имени правительства Орловской области и институтов поддержки предпринимательства.

Сила синергии

Несмотря на то что с 2020 года вся экономика испытывает негативное влияние пандемии коронавируса и процессы стагнации коснулись и цифровой отрасли, кластер ГЛОНАСС сумел справиться с трудностями и даже пойти в рост.

— Кластер ГЛОНАСС уникален тем, что наши продукты представляют собой синергию радиоэлектроники и программного обеспечения. Мы производим «железо» и сами пишем для него софт. В 2021 году кластер продолжал активно работать, создавая продукты и технологии для отрасли интеллектуальных транспортных систем и цифрового сельского хозяйства. Эти направления для нас являются стратегическими, — отметил председатель совета кластера ГЛОНАСС Александр Семкин.

Участники кластера ГЛОНАСС в течение 2021 года приняли участие во всех всероссийских значимых мероприятиях отрасли. Эксперты от его компаний входили в рабочие группы Ассоциации «Цифровая эра транспорта», «Автонет», Министерства транспорта РФ и Росавтодора, ФСТЭК России и Института системного программирования РАН, участвовали в разработке отраслевой нормативной базы. Александр Семкин подчеркнул востребованность специалистов кластера в научно-практических сообществах федерального уровня, а также перспективность предложений, которые направляются через кластер регуляторам отрасли.
В течение года ключевые резиденты объединения работали над масштабными отраслевыми проектами. ГК «Навигатор» продолжила реализацию двух проектов с Министерством промышленности и торговли. Ко второй половине 2021 года они вышли на этап, когда уже есть измеримые конкретные результаты. Совместно со спутниковой системой связи «Гонец» в самых отдаленных и труднодоступных регионах России начались испытания линейки универсальных модемов для автотранспорта «Горизонт-А». В стадии разработки находятся терминалы для водного транспорта.

Компания «ЕНДС» расширила сотрудничество с такими крупными предприятиями, как Новолипецкий металлургический комбинат, Стойленский ГОК, АТУ, УЖДТ, и другими компаниями, оснащая их транспорт телематическими терминалами.

Компания «МКТ» вывела свой цифровой продукт по краткосрочной аренде самокатов на рынок Объединенных Арабских Эмиратов.

Выстрелили несколько решений и технологий в сфере цифрового сельского хозяйства. Компании «ЦентрПрограммСистем», «Фарватер», «Агрософт», «Агрофлагман» преуспели в обработке больших данных, роботизации сельхозтехники и решениях с применением искусственного интеллекта.

Несмотря на сложные условия пандемии, всем резидентам кластера удалось сохранить свои коллективы, высококлассных специалистов и расширить базу клиентов.

Транспорт и не только

Большая совместная работа ведется участниками кластера в рамках реализации подпрограммы нацпроекта «Безопасные качественные дороги» по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях. По результатам первого конкурса Росавтодора в 2020 году заявка, подготовленная с участием специалистов ГК «Навигатор» от Орловской области, заняла седьмое место более чем из 50 поданных проектов. До 2024 года на внедрение ИТС в Орле планируется потратить 360 миллионов рублей.

За прошедшее время в Орле оснащены бортовыми терминалами троллейбусы, трамваи и большие автобусы — более 100 машин муниципального общественного транспорта. Техника подключена к автоматизированной системе управления «Центр пассажирских перевозок Навигатор С2020». Внедрение новых технологий позволяет выстраивать работу общественного транспорта в соответствии с потребностями пассажиров. Телематическими терминалами оборудована и техника МУП «Спецавтобаза по санитарной очистке Орла». До 2024 года планируется подключить к ИТС весь муниципальный транспорт города Орла.

С июля по декабрь 2021 года в Орле появились восемь «умных» остановок с видеонаблюдением, информационным табло, кнопкой 112 и голосовым автоинформатором для слабовидящих пассажиров. Разработка интеллектуальной начинки объекта принадлежит еще одному резиденту кластера ГЛОНАСС — компании «Единая национальная диспетчерская система». Также на улицах Орла установлено 15 «умных» светофоров. Данные с подключенного транспорта и стационарных средств наблюдений и контроля поступают на платформу «Навигатор ИТС», где происходит их обработка и анализ. Поскольку транспортная система — объект критической информационной инфраструктуры, все проекты в области цифровизации транспорта должны учитывать требования информационной безопасности. По этой причине еще один ключевой резидент кластера НТЦ «Фобос-НТ», который является органом аттестации ФСТЭК России, плотно работает с «Единой национальной диспетчерской системой» и ГК «Навигатор» в проекте внедрения ИТС Орловской городской агломерации.

— Внедрение ИТС — это внедрение одной из самых сложных систем для региона. Потому что это объединение информационных технологий, технологий управления дорожным движением, математическая модель, подготовка к цифровым двойникам, инфраструктура связи плюс интеграция всех систем и много внешних согласований — с «безопасным городом», системой «Антитеррор». Мы анализируем ход проекта внедрения ИТС и в других областях России, где приходится работать. Можно отметить, что происходит качественный переход от точечной реализации элементов интеллектуальных транспортных систем к обобщающим платформенным решениям. Это ведет к главной цели — созданию единой национальной платформы ИТС, — поделился выводами по текущей работе Александр Сёмкин.

Безопасность в приоритете

Информационная безопасность — тема не только актуальная. Она и одна из самых сложных во всей цифровой отрасли. Кластеру ГЛОНАСС посчастливилось, что его резидент НТЦ «Фобос-НТ» обладает высокими компетенциями в сфере защиты информации.

Поэтому всегда есть возможность получать помощь при реализации сложнейших проектов, связанных с критической инфраструктурой. Внедрение подсистем информационной безопасности помогает выполнить все требования регуляторов и сделать продукт качественнее. Кроме того, два года назад «Фобос-НТ» получил статус испытательной лаборатории и занялся сертификацией средств защиты информации.

— Многие годы безопасность разработки программного обеспечения реализовывалась преимущественно только на бумаге. Сейчас ФСТЭК и ФСБ требуют, чтобы при разработке ПО для критической информационной инфраструктуры реализовались все процедуры безопасной разработки программ. Внедрение процедуры безопасной разработки помогает избавиться от огромного количества критических ошибок и сделать программный код качественнее. За последние несколько лет мы внедряли процедуру безопасной разработки программного обеспечения в таких компаниях, как «Лаборатория Касперского», «Белл Софт», «Аладдин», «Доктор Веб». В 2019 году участвовали в пилотных испытаниях по новым требованиям и методикам ФСТЭК России совместно с Институтом системного программирования РАН, «Кодом безопасности» и «Лабораторией Касперского», — рассказал руководитель НТЦ «Фобос-НТ» Андрей Гусаров.

Новые возможности

— Кластер ГЛОНАСС — на сегодня самое старое и эффективное отраслевое объединение в регионе, с реальными востребованными рынком решениями. Центр кластерного развития Орловской области вырос как часть инфраструктуры поддержки предпринимательства вокруг кластера ГЛОНАСС, — подчеркнул в своем выступлении на круглом столе руководитель управления по развитию малого и среднего бизнеса департамента экономического развития Дмитрий Рябцовский.

По словам Дмитрия Рябцовского, на поддержку орловских предпринимателей в этом году департамент экономического развития получил более 150 миллионов федеральных средств, все они будут направлены в центр «Мой бизнес» и дойдут адресно до предпринимателей и отраслевых объединений. Часть этого финансирования будет использована для поддержки четырех кластеров, ныне существующих в регионе: кластера ГЛОНАСС, ИТ-кластера, Кластера легкой промышленности и Туристского кластера.

Полезную для резидентов информацию донесли представители Фонда микрофинансирования и Центра поддержки экспорта. Председатель совета кластера Александр Сёмкин отметил, что в этом году еще ряд кластерных продуктов запланировано вывести на международные рынки, поэтому взаимодействие с Центром поддержки экспорта будет активным.

— Центр оказания услуг «Мой бизнес» сегодня представлен рядом инфраструктур — от регистрации бизнеса и его поддержки на начальных этапах до займов, гарантийных поручительств и вывода продуктов на экспорт. Мы много работаем в сфере просвещения и по запросу предпринимательского сообщества приглашаем экспертов федерального уровня для проведения обучения, форсайт-сессий, мастер-классов и других образовательных мероприятий. Для кластеров есть целый пакет инструментов поддержки, и сейчас нам бы хотелось сделать ставку на межкластерное взаимодействие на территории региона, — отметил руководитель Центра кластерного развития Сергей Невструев.

Резиденты кластера, развивая инновационные технологии, активно пользуются различными инструментами поддержки предпринимательства. Так, по словам исполнительного директора специализированной организации кластера Вячеслава Маланичева, за последние годы сразу пять резидентов стали победителями грантовых программ Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника). В прошлом году состоялась рабочая встреча участников кластера с представителями этой организации, где обсудили хорошие перспективы компаний-разработчиков для участия в различных программах фонда.

По итогам выступлений и дискуссии кластер ГЛОНАСС сформирует предложения к правительству региона и институтам поддержки предпринимательства для дальнейшего взаимодействия в интересах отрасли и экономического развития Орловской области.

Надежда Рипинская