Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

От региональных систем до страховой телематики — разработки кластера ГЛОНАСС востребованы в реальном секторе экономики (Журнал «ИТС России» ноябрь 2016, №2)

Элементы интеллектуальных транспортных систем сегодня находят все более широкое применение. Необходимость их внедрения понимают как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов. Одну из ключевых ролей в этом процессе играют инновационные компании — кто-то реализует сложные технологические проекты, делая это в рамках основной деятельности, кто-то выделяет перспективные разработки в отдельные команды и запускает старт-апы. Одним из объединений, сумевшим собрать на одной площадке ведущих российских разработчиков и интеграторов в области спутниковых технологий, стал кластер ГЛОНАСС (К-57). О востребованности инновационных разработок и перспективах развития кластера наш разговор с председателем Совета Александром Николаевичем Сёмкиным.

— Александр Николаевич, сегодня кластерная политика у всех на слуху. В чем особенность вашего кластера?
— Хочу сразу отметить, что это инновационный кластер с географией размещения на территории Орловской области. Идея создать региональную площадку для решения вопросов импортозамещения и локализации производства зарубежной продукции была давно. В регионе для этого были все предпосылки – это и организации, обладающие компетенциями в области внедрения спутниковых технологий, и профильные высшие учебные заведения. В прошлом году с учетом государственной политики наша инициатива приобрела форму инновационного кластера. Кластер создан при участии Правительства Орловской области. Поддерживается центром кластерного развития в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства. В него входит 20 российских и зарубежных компаний-разработчиков геоинформационных и телематических систем, программного обеспечения и дополнительного оборудования. Среди них такие компании, как: ЗАО «Группа компаний «Навигатор» (г. Орел), ОАО «АГАТ-системы управления» (Республика Беларусь), ООО «Мета Систем Рус» (г. Москва), ЗАО «Индустрия делового программного обеспечения» (г. Орел), ООО «ЦентрПрограммСистем» (г. Белгород) и другие.
Одну из основных задач мы видим в создании типовых решений для региональных навигационно-информационных систем (РНИС). Безусловно, это будет стимулировать инновации и развитие механизмов коммерциализации технологий, в том числе на условиях частно-государственного партнерства. Для этого осуществляем тесное сотрудничество между исследовательскими институтами и производственными компаниями.
— Можно говорить о первых результатах?
— Есть вполне успешные работы, которые ведутся в рамках кластера. К примеру, в крупных городах, сегодня как никогда, актуален вопрос перенасыщенного дорожного трафика. Как один из вариантов решения проблемы – создание сервисов по краткосрочной аренде автомобилей (carsharing). По такому пути сегодня идут столичные власти.
Один из участников кластера, как разработчик оборудования для каршеринга и провайдер платформы, успешно участвует в реализации пилотных проектов по созданию сервисов краткосрочной аренды автомобилей в Москве. При выборе поставщика определяющим был вопрос широкого функционала системы с возможностью гибкой дистанционной настройки и самодиагностики. Чтобы было понятно — это позволяет контролировать различные параметры автомобиля — уровень топлива, температуру, обороты двигателя. Сегодня для заказчика это важно. В ближайшее время ожидается запуск аналогичного проекта в Санкт–Петербурге. Поставщиком решения для Северной столицы также будет резидент кластера.
Не менее уникальным, на наш взгляд, будет и решение для страховой телематики, которое сегодня разрабатывается в плотном взаимодействии с ведущей мировой компанией MetaSystem. С позиции коммерциализации решений считаем это направление перспективным. Ведь в нем при формировании тарифов КАСКО заложен присущий людям принцип справедливости, — как ездишь, так и платишь. И если ты аккуратный водитель, то вряд ли захочешь переплачивать за страховку. Конечно, мы хорошо понимаем, что все это является элементами интеллектуальной транспортной системы. Могу отметить, что за короткий промежуток времени участники кластера получили в Роспатенте три свидетельства о регистрации программных продуктов. Думаю, это показательно.
— Стратегия развития кластера связана с действующими в субъектах региональными навигационно-информационными системами. Все-таки это иной спектр решения задач.
— К сожалению, системы действуют еще не везде. А если они где и созданы, то в них используется лишь часть заложенного функционала. Конечно, здесь ключевым фактором является нормативная база по созданию таких систем, а основным интересантом, в отличие от каршеринга или страховой телематики, выступают органы государственной власти. При этом каждый субъект оставляет за собой право расширить ее функционал с учетом своей специфики. Понимая широкий спектр задач, мы в качестве якорного резидента в интересах всех участников кластера используем Центр космических услуг Орловской области. Это предприятие создано с участием субъекта. Мы рассматриваем его в качестве пилотной площадки для апробации всех передовых решений. После того, как они докажут свою состоятельность, мы можем рекомендовать это решение для тиражирования в другие регионы. Приведу пример для понимания работы этого инструмента. Орловская область, как и ряд соседних областей, является аграрным регионом. Здесь особенно востребовано решение с использованием спутниковых технологий в интересах сельхозпредприятий. И то решение, которое сегодня создано по комплексной автоматизации деятельности аграрных предприятий стало результатом совместной работы пяти участников кластера. При этом связующим звеном при отработке технологий стал Центр космических услуг Орловской области, а пилотная зона закреплена за агрофирмой «Мценской», к слову, созданной также с участием субъекта. При этом платформой для системы стало отечественное программное обеспечение. Как следствие – невысокая стоимость и востребованность продукта на рынке. Сегодня комплексное решение в различной степени уже используется в деятельности агропромышленных предприятий центрального и южного федеральных округов. Вложенные в решение инвестиции окупаются в течение 6-12 месяцев в зависимости от выстроенной на предприятии системы управленческого учета.
— Если вернуться к транспортной отрасли. На федеральном и региональном уровне активно обсуждают тему внедрения систем взимания платы с большегрузного транспорта на региональных дорогах. Насколько этот вопрос, по вашему мнению, назрел в регионах?

— Объективно говоря, региональные дороги сегодня находятся под большой нагрузкой. Причем это не связано с тем, что после начала эксплуатации системы «Платон» дорожный трафик частично ушел с федеральных дорог на региональные. Зачастую, это связано со спецификой финансово-хозяйственной деятельности организаций в субъектах. К примеру, в черноземных регионах – Орловской, Курской, Липецкой, Воронежской областях дороги разбиваются автотранспортом во время вывоза урожая. Предпринимаемых сегодня мер контроля над повышенной нагрузкой на автотранспорт недостаточно. Поэтому, считаю, что время введение региональных систем аналогичных «Платону» уже пришло. Однако при этом обязательно нужно учесть социально важный момент — вопрос с тарифами. С тем, какая нагрузка ляжет на плечи перевозчиков. Здесь нужно подходить взвешено, не перегибая палку. В целом я поддерживаю эту инициативу, она своевременна и позволит пополнить региональные дорожные фонды.
— С чем связаны перспективы дальнейшего развития кластера?
— Для себя основной целью мы видим коммерциализацию результатов интеллектуальных разработок. Это не возможно без практических внедрений и участия в крупных региональных и федеральных проектах. Весной этого года было подписано соглашение о сотрудничестве между Правительством Орловской области и Республикой Беларусь. Ряд пунктов дорожной карты связан с деятельностью организаций в рамках кластера. Так планируется создать пилотную зону по внедрению навигационно-информационных систем. При этом в рамках проекта предполагается организация информационного обмена с оператором в сфере навигационной деятельности Республики Беларусь. Дополнительно сегодня рассматривается возможность организации в рамках кластера испытательных лабораторий систем мониторинга и подсистем измерения топлива с привлечением в проект ведущих российских и зарубежных компаний.
Важным считаем и развитие темы интеллектуальных транспортных систем. Прошедший в сентябре международный форум продемонстрировал возможность конструктивного диалога по вопросам развития ИТС между представителями транспортной отрасли и организациями — разработчиками. Продолжение вопросов международного форума назрело на региональных площадках. Россия далеко выходит за границы Москвы, поэтому необходимо учитывать специфику жизни регионов. Кластер готов выступить инициатором такой идеи. За плечами у нас большой опыт проведения мероприятий. В рамках международной конференции «ГЛОНАСС-регионам» мы способствовали продвижению спутниковых технологий на российский рынок.

  • zhurnal-its