Орел, ул. Андрианова, д. 1
+7 (4862) 49-53-53

Дороги с высоким интеллектом. Журнал «Мир дорог», сентябрь 2018

Интеллектуальные транспортные системы, которые все активнее входят в жизнь российских городов, невозможно представить без транспортной телематики. Это направление существует и развивается уже более 20 лет, в последние годы активно включаясь в новый обширный рынок IoT -устройств с глубокой интеграцией транспорта и инфраструктуры.
В регионах отрасль двигают компании и объединения, работающие в сфере мониторинга транспорта, создания и эксплуатации геоинформационных и навигационных систем, цифровых карт, сбора и анализа информации, поступающей с видеокамер и других устройств, работающих с использованием сигналов GPS/ГЛОНАСС.
В Орловской области в роли интегратора выступает созданный в 2015 году кластер ГЛОНАСС – объединение компаний, производящих программно-аппаратные комплексы для транспортной отрасли в широком смысле: бортовое оборудование со специальным программным обеспечением участники кластера ставят как на автомобили, так и на сельхозтехнику, и на железнодорожный транспорт. Участники кластера живо заинтересованы в развитии ИТС в провинции, поскольку это не только направление их работы, но и возможность внести вклад в улучшение ситуации на региональном рынке труда и повысить качество жизни своих земляков.
— Одна из целей кластера — построить в городе Орле пилотный полигон по внедрению интеллектуальных транспортных систем в городские агломерации с численностью населения до 500 тысяч человек, — делится планами Александр Семкин. – Уже сегодня планируется включение ряда городов в состав участников проекта Министерства транспорта «Безопасные и качественные дороги», для которого резиденты кластера сейчас разрабатывают интеллектуальные транспортные решения. Безопасность и качество дорог (не только строительство новых, но и сохранение уже существующих) – сегодня основные направления для приложения сил интеллектуальных транспортных систем.
Вес под контролем
Создание пунктов весогабаритного контроля на российских дорогах стало одним из шагов, предпринятых государством для защиты дорог от ущерба, который им наносят большегрузные машины. К 2020 году планируется ввести в эксплуатацию свыше 380 таких пунктов. В данный момент в регионах есть стационарные пункты, передвижные и автоматические. Несколько передовых областей сделали ставку на автоматизацию этого процесса.
Так, участник кластера ГЛОНАСС орловская компания «Индустрия делового программного обеспечения» два года назад разработала одну из первых в стране систем для автоматических пунктов весогабаритного контроля Калининградской области. Было посчитано, что первые 10 дней работы системы «Регион — фотовидеофиксация» принесли в бюджет региона штрафов на сумму свыше 9 миллионов рублей. Это был быстрый количественный показатель, но смысл организации пунктов ВГК не в количестве и размерах штрафов, которые сегодня для владельцев большегрузов весьма чувствительны. Основная цель – сохранность дорог и дорожных сооружений. В летний период в ряде областей юга России даже вводят ограничение времени передвижения тяжелого транспорта, закрепляя за большегрузами ночные часы, чтобы сберечь от «протаптывания» раскаленный солнцем асфальт.
После почти двух лет работы системы «Регион-фотовидеофиксация» в Калининградской области отмечено снижение числа нарушений правил перевозки тяжелых грузов в 15 раз. До конца года, по словам министра развития инфраструктуры области Елены Дятловой, будет построено еще 9 пунктов весогабаритного контроля. Министр отметила, что это поможет сохранить сеть автомобильных дорог и увеличить сроки между проведением дорожных ремонтов.
«Оборудование автоматических пунктов весогабаритного контроля стоит недешево, — отмечает заместитель директора компании «ИДПО» Александр Шевляков, — Но в итоге выгоды региона от установки таких систем превышают расходы. Калининград служит примером современного подхода к развитию этого элемента ИТС».
Нам сверху видно всё
Никто сегодня уже не станет спорить с тем, что «умные» технологии способны повысить безопасность дорожного движения и удовлетворить потребность общества в комфортном и безопасном передвижении пассажиров и грузов. ИТС в обеспечении сохранности и обслуживании дорожной сети играет ключевую роль.
Так, один из участников кластера ГЛОНАСС белгородская компания «ЦентрПрограммСистем» создала и внедрила в своем регионе информационную систему «Мониторинг автомобильных дорог», которая используется специалистами Управления дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области, а также подрядными организациями, выполняющими работы по содержанию дорог.
Система «Мониторинг автодорог» – готовый кейс практического использования цифровых технологий для управления региональными и межмуниципальными автодорогами в конкретном регионе. Система выполняет функцию одновременно и агрегатора информации, получаемой от сторонних информационных систем и сенсоров, и геоаналитической платформы, обеспечивающей проведение анализа перемещения автодорожной техники при проведении работ.
В системе отображаются треки перемещения около 500 единиц автодорожной техники, выполняющей работы на 6600 км автодорог во всех районах Белгородской области. С помощью информации, поступающей от метеостанций в систему, подрядчики оперативно планируют выезды на участки дорог для выполнения работ, оценивают текущее состояние дорог на основе данных, передаваемых в онлайн режиме от веб-камер, установленных вдоль трасс, а выполнение работ в разрезе подрядных организаций регистрируется автоматически с учетом пройденных расстояний. Таким образом, специалисты Управления дорог могут автоматически анализировать объемы выполнения работ подрядными организациями за любой интересующий период, что позволяет улучшать работу дорожных строителей и ремонтников, эффективно использовать бюджетные средства. В 2018 году рассматриваются возможность применения системы «Мониторинг автодорог» и в Орловской области.
Делиться – это хорошо
Еще одним успешно реализованным проектом участников кластера ГЛОНАСС в сфере ИТС стало создание компанией «МКТ» программно-аппаратного комплекса для сервиса краткосрочной аренды автомобилей, который активно развивается в Москве и ряде других регионов. Решение сейчас установлено больше чем на половине автомобилей столичного каршеринга. Перспективность этого направления, как и других проектов экономики совместного потребления, можно оценить достаточно высоко, поскольку даже такой мощный игрок в цифровой сфере, как Яндекс, запустил в этом году свой сервис каршеринга. В Москве также уже есть аренда электромобилей – ее предлагает сервис YouDrive, «Связной» на днях сообщил, что запустил краткосрочную аренду электромобилей «Тесла». Предложить своим клиентам электромобили планирует также «Делимобиль».
— С точки зрения технологий, каршеринг очень перспективное направление, — считает Председатель совета кластера ГЛОНАСС Александр Сёмкин. — Ожидается, что количество пользователей и транспортных средств в этой системе будет увеличиваться более чем на 70 процентов в год. Однако в прошлом году рынок столкнулся с непредвиденными ранее трудностями: расчеты показали, что машины должны выезжать по 8—10 раз в день, чтобы бизнес был доходным. Это возможно лишь в мегаполисе с большой плотностью населения».
Однако сегодня операторы каршеринга работают в целом ряде регионов России, среди которых Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск, Краснодар, Грозный, Севастополь, Новороссийск, Екатеринбург. 1 августа сервис каршеринга стартовал в Казани. Проект пробный, и пока в парке казанского оператора всего 5 автомобилей. Также создавать сервис каршеринга в ближайшем будущем планируют и в Калининграде.
Продолжение следует
Практически с момента создания кластера ГЛОНАСС его участники пытаются добиться создания в Орловской области регионального Центра компетенций по систематизации и внедрению информационно-навигационных и геоинформационных систем на базе лучших отечественных и мировых практик. В марте 2017 года кластер стал соорганизаторам межрегиональной конференции «ИТС — регионам», которая собрала в Орле представителей заинтересованных министерств и ведомств, бизнеса, науки и общественных организаций. Осенью того же года на традиционном всероссийском ИТС-форуме в Москве при взаимодействии с Министерством транспорта, Высшей школой экономики и Росавтодором была создана отдельная секция проблем региональных навигационно-информационных систем. Проблемы же эти вполне осязаемые. По словам Александра Сёмкина, отсутствие в регионе единого центра информационного обеспечения принятия управленческих решений приводит к дублированию функций, неверным расчетам и аналитическим оценкам, необоснованным увеличениям бюджетов, неэффективному использованию баз данных, а базы данных сегодня становятся реальной валютой экономики. Создание такого интегрирующего информацию центра позволило бы области решить вопрос нормативно-правового регулирования отрасли, организовать фонд пространственных данных, повысить качество «единого окна», формировать портфели проектов в сфере информационно-навигационных и геоинформационных систем.
Сегодня кластер продолжает активно взаимодействовать с ведущими компаниями и законодателями отрасли на федеральном уровне. Для формирования рынка интеллектуальных транспортных систем кластер выступил одним из учредителей ассоциации «Цифровая эра транспорта». В ближайшие годы предстоит решить целый ряд задач от подготовки кадров до широкого внедрения умных систем во всех субъектах Российской федерации.
Надежда Рипинская